Посещение Русской Палестины Печать
25.05.2017 09:44

Светися, светися, Новый   Иерусалиме,

Слава бо Господня на тебе возсия…»

Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник» организовал для своих подопечных долгожданную поездку в святую патриаршую обитель  –  подмосковный Новый Иерусалим. Несмотря на проливной дождь, настроение у всех было приподнятое  – каждый  с каким-то внутренним трепетом  ждал встречу с одним из самых  красивейших памятников России.  Кто-то читал молитвы, кто-то вспоминал предыдущие поездки, а кто-то просто молча следил за дорогой…

Незаметно пролетели 3 часа пути, и вот мы как бы вслед за Христом Спасителем, апостолами и женами-мироносицами  входим в святую обитель, молча останавливаемся, ошеломленные божественной красотой… Здесь уместно маленькое предисловие: 3 июня 1656 года Святейший Патриарх Никон купил вотчину Романа Боборыкина,  и уже в 1657 году в Воскресенском монастыре был освящен в присутствии царя Алексея Михайловича первый деревянный храм, после чего Государь в сопровождении Патриарха дошел до Елеонского холма, осмотрел с него окрестности, признал их подобными Иерусалиму и предуготованными Богом для устроения монастыря. Царь Алексей Михайлович назвал новую обитель Воскресенским монастырем Нового Иерусалима. Собор был сооружен по подобию храма Святого Гроба Господня в Сионе в излучине реки Истра, переименованной в Иордан. Замысел Патриарха Никона по устройству подмосковной Палестины, к сожалению, не удалось воплотить в жизнь до конца, даже учитывая то, что это был единственный в христианском мире опыт создания архитектурно-ландшафтного образа Святой Земли…

А наша экскурсия продолжается. Отрывая взгляд от сверкающих куполов монастыря,  осматриваемся и знакомимся с окружающей со всех сторон это величественное сооружение сплошной белой кирпичной стеной в виде неправильного шестиугольника и восемью башнями, пять из которых повторяют названия врат городской стены  Иерусалима.  Все эти сооружения подобны скромной оправе драгоценной жемчужины – храма Воскресения Христова.

Подходя к главному входу в храм, состоящему из двух «великих врат» – Красных и Судных, любуясь фресками и изразцами, мы услышали божественные звуки 15-ти колоколов, доносящиеся с шестиярусной колокольни высотой вместе с крестом 62, 7 метра. При входе в храм нас доброжелательно встретила экскурсовод, которая интересно и доступно помогла разобраться в этом благолепии. Создавалось впечатление, что мы попали в другой мир – со всех сторон на нас струился нежный золотистый свет!

Знакомство началось с приделами Страстей Господних, которые имеют высокие изразцовые иконостасы. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с резным текстом «каменного путеводителя» первой половины 1680-х годов. Надписи путеводителя относятся к храму Гроба Господня, давая паломникам возможность сопоставить святые места «тамо» – в древнем Иерусалиме и «зде» – в Иерусалиме Новом.  Внимая экскурсоводу, мы узнали, что на Святую Голгофу ведет Жалостный путь, состоящий из наружной и внутренней лестниц. Здесь,  в северной части придела, воспроизведено Лобное место (Голгофа), где был распят Спаситель.

К западу от Святой Голгофы, напротив южного входа в собор, под богато украшенным навесом, находится Камень миропомазания, который представляет собой прямоугольную гладко обтёсанную плиту размером 180 х 107 х 16 см. Сюда в Великую пятницу спускают святую Плащаницу с изображением Христа. В память миропомазания Тела Господня Плащаницу покрывают живым ковром из лепестков роз, которые впоследствии раздаются богомольцам. Приложившись к Камню, мы направляемся к главной святыне Нового Иерусалима – Живоносному Гробу Господню. Подобно первообразу, он  находится внутри белокаменной Кувуклии, расположенной в центре ротонды. Слово «кувуклия» означает «спальня, опочивальня». В Византии так называлась и царская сокровищница. Эти значения вполне соответствуют Гробу Господню как бесценной сокровищнице, где Спаситель мира тридневно  «плотию уснув, яко мертв»  и откуда воссияло Христово Воскресение. Патриарх Никон освятил Кувуклию в начале 1660-х годов. Войдя внутрь, мы попадаем в придел Ангела. Здесь лежит округлый самородный камень  – подобие камня, отваленного от Гроба Господня в ночь Христова Воскресения. Думая о Вечном, прикладываемся ладонями к камню и, склонившись, через узкий и низкий проем входим в Святой Вертеп, подобный той гробнице, где было погребено Пречистое Тело Сына Божия. Затаив дыхание, любуемся необыкновенно красивыми настенными росписями, изображающими здесь Снятие с Креста, Положение  во Гроб, Воскресение Христово и Ангелов Божиих. Преклонив колени, касаемся Живоносного Гроба и прикладываемся к нему, исповедуя скорби своей души, с покаянием испрашивая у Господа милости… Тихо выходим и молча любуемся великолепием Главного Алтаря, состоящего из двенадцати ярусов позолоченного резного иконостаса… Незаметно пролетело время, а  сколько еще осталось не увиденной  красоты! Снова осматриваем собор, пытаясь оставить в памяти как можно больше сияющих фрагментов, ставим свечки, вспоминая своих родных и близких, и спускаемся в Подземную церковь за благодатной водой. Эта церковь расположена к востоку от главного алтаря Воскресенского собора и соединена с ним лестницей  из 33-х ступеней – по числу лет земной жизни Спасителя. Здесь находится колодец «Живоносный  источник», из которого мы и набираем святую воду. Эта вода обладает уникальным свойством – независимо от места хранения она всегда прохладная. И еще одна особенность – в подземной церкви необыкновенно чистый воздух и всегда постоянная температура. Поднимаемся по 33-м ступенькам наверх, с легкой грустью прощаемся с этим сверкающим благодатным светом «островком рая» и выходим в сырую дождливую действительность  – пора возвращаться домой, обогатившись массой радостных и светлых впечатлений.  О таких местах можно  много писать –  и всего не опишешь, можно приезжать сюда снова и снова и каждый раз видеть что-то новое, но всегда сюда будет тянуть, потому что только в таких святых местах обретаешь силу и познаешь себя…

От имени всей группы хочу поблагодарить организаторов этой чудесной поездки Марину Альбертовну Скворцову и Ладу Вячеславовну Хлопотову за прекрасный выбор места, а также водителя комфортабельного автобуса Дмитрия Жорина за деликатное и вежливое отношение к пассажирам.

М. Кассас