Музыкант, излучающий свет Печать
27.09.2018 00:00

21 сентября в Органном зале ХШМиЮ «Дубна» состоялся сольный концерт выдающегося испанского органиста и музыкального деятеля Рауля Прието Рамиреса. Музыкант, будучи членом жюри Y Московского международный конкурса органистов имени А.Ф. Гедике, проходящего в настоящее время в столичной консерватории, нашел возможность приехать   в   Дубну и выступить в рамках фестиваля «Органная музыка на Волге».

 

Вышеназванный фестиваль был организован в 2006 году на базе уникальной для Московской области Хоровой школы мальчиков и юношей «Дубна», где за два года до того был установлен орган немецкой фирмы Hans­Jurgen Vogel. После этого Дубна стала привлекать внимание многих ведущих органистов Европы, в частности, Людгера Ломанна,  Кая Йоханнесена, Ульриха Вальтера (Германия), Эндрю Дювар (Англия), Евгения Лисицына (Латвия), Константина Волостнова (Россия) и др. Среди этой плеяды оказался и Рауль Прието­Рамирос (Испания).

На прошедшем концерте он исполнил программу, включающую сочинения И. С. Баха, К. Сен­Санса, С. Франка, Л. Вьерна и А. Гильмана. Все эти произведения, несмотря на разнообразную стилистическую направленность, были исполнены маэстро с подлинным мастерством и вдохновением. И это понятно ­  у музыканта великолепная  школа, полученная во время обучения в классах штутгартского педагога­органиста Людгера Ломана и выдающегося российского пианиста Леонида Синцева, преподававшего в Санкт­­Петербургской консерватории. Большое влияние на формирование дарования Рамироса оказало также общение с румынским дирижером Серджиу Челибидаче и мастер­классы ведущих европейских музыкантов ­ Мари­­Клер Ален, Ги Бове, Лайонелы Рога и Луиджи Тальявини,

Между тем, главным, чем руководствуется в своем исполнении Рамирес, является его собственная одаренность. Не зря оригинальностью его творческой личности восхищаются не только любители классики, но и самые строгие критики. Он сумел придать даже такому элитарному искусству, как органная музыка, черты общедоступности. Видеозаписи его выступлений с авторскими транскрипциями известных сочинений классики, в частности,  таких, как знаменитый Мефисто­вальс Ф. Листа, неизменно привлекают внимание многочисленных пользователей интернета.

Концерт испанского органиста в наукограде вызвал у дубненцев неподдельный интерес. В первую очередь слушателей удивило то, что всю программу маэстро исполнял наизусть, а это выходит за рамки традиционного органного музицирования. Поразила и его невероятная виртуозность: было понятно, что органист испытывает не только интеллектуальное наслаждение от общения с гениальным музыкальным материалом, но и получает физическое удовольствие от исполнения сложнейших в техническом плане фрагментов. Возможно, поэтому для «биса» маэстро выбрал редко исполняемую пьесу Ф.Э. Баха, предназначенную исключительно для ножной клавиатуры. Естественно, это вызвало бурные аплодисменты зала.

Вспоминая прошедший концерт, хочется отметить не только обаяние исполнителя, способного очаровать слушателей вдохновенными образами красочно инструментованных фрагментов медленных частей сочинений И. Баха. Не менее поражает его умение ясно донести до аудитории музыкальную структуру фуг, которые являются неотъемлемой частью большинства барочных опусов.

Помимо этого, необходимо отметить еще одну индивидуальную особенность, выделяющую Рамиреса из среды большинства современных концертирующих органистов, ­ это его отношение к ритму. На протяжении всего концерта в его исполнении ни разу не наблюдалось  ни одного необоснованного отклонения от указанного в нотах пульса, и это замечательно, так как именно ритмическая организованность фактуры делает сложные музыкальные сочинения понятными аудитории.

Несмотря на то, что вся программа была исполнена Рамиросом с высочайшим профессионализмом, несомненной эмоциональной кульминацией вечера стала его трактовка Хорала № 3 С.Франка. Музыкант сумел воссоздать романтическую атмосферу сочинения столь выразительно, что погрузило зал в подлинную эйфорию.

После выступления маэстро ответил на несколько вопросов нашего корреспондента.

­ Вы играете все наизусть. Это наверняка удивляет ваших слушателей?!

­ Возможно. Однако лично для меня это не представляет проблемы. К примеру, только в течение этого года у меня прошло 52 сольных  концерта, из которых по нотам я исполнял только одну программу.

­ Поражает ваша физическая подготовка. У вас замечательная координация, которая наверняка достигается специальной тренировкой.

­ Чтобы находиться в форме, мне приходится регулярно заниматься теннисом, футболом и плаванием.

­ В настоящее время вы входите в жюри Московского международного конкурса органистов имени Гедике. Он проводится с15 по 23 сентября. Как же вы сегодня оказались здесь?

­ Сейчас конкурсанты готовятся к заключительному туру. У них двухдневный перерыв на подготовку к финалу, вот я и выбрал время здесь поиграть. Удалось даже порепетировать. В Дубне я выступаю второй раз. Могу только приветствовать тот факт, что в этой школе есть орган, на котором учатся играть ваши воспитанники.

Наталия БЕЛАГА

Фото Сергея ТЕЛЕЖНИКОВА

Наша справка. Рауль Прието Рамирес, еще  будучи школьником, создал собственную библиотеку переложений различных сочинений органной и оркестровой музыки. После нескольких лет обучения в Испании и в Германии Рамирес победил на испанском Национальном органном конкурсе. Годом позже принял участие в Европейском органном фестивале. Сольная карьера Рауля началась в главных залах и соборах Испании. К настоящему времени музыкант приобрел огромную популярность, он много гастролирует по странам Европы и США, а недавно им заинтересовался американский кинорежиссер Роман Роберт, предложив в своем фильме сыграть роль органиста.