Образец бескорыстного служения искусству Печать
18.06.2015 09:18

Выдающийся современный отечественный пианист – народный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории Михаил Воскресенский 25 июня отметит свое 80-летие. Многогранность и широта репертуара Воскресенского, его одухотворенная работа с теми, кто посвятил свою жизнь постижению тонкостей фортепианного мастерства, неизменно вызывает восхищение у тех, кто предан классической музыке.

Продолжатель традиций таких столпов русской фортепианной школы, как Константин Игумнов и Лев Оборин, Михаил Воскресенский является ярчайшим представителем российского исполнительства. Манеру его игры отличает особая соразмерность. Нередко поклонники пианиста называют его исполнение так же,  как и игру его легендарного учителя Льва Оборина – «аполлонической». Между тем, такая характеристика недостаточно точна: в отличие от своего наставника, творчество которого воспринималось современниками как «лучезарное и весеннее», интерпретации Михаила Сергеевича более разноплановы. Его трактовка известных шедевров мировой фортепианной классики нередко столь значительна  и столь емка по своему содержанию, что заставляет вспомнить известную цитату из «Евангелия от Иоанна»: «В начале было Слово, и Слово было Бог... В Нем была  жизнь, и жизнь была свет человеков»…  Попадая под воздействие игры Воскресенского, в который раз начинаешь осознавать, что в основе его интерпретации лежит «Слово», понимаемое в его исконном значении – не как хоровод графически запечатленных символов, а  как цепь осмысленных интонаций, вмещающих в себя столько информации, что ее хватило бы на создание целой Галактики.

Эти же мысли приходят на ум и во время посещения уроков маэстро. Его комментарии  столь точны и художественно убедительны, что запоминаются на всю жизнь. Многочисленные меломаны и профессиональные музыканты Дубны имели возможность убедиться в сказанном:  в наукограде только за последние годы мастер дал не только сольный концерт в ДК «Мир», в который включил крупнейшие сочинения Бетховена и Шумана, но и вместе с профессором МГК Александром Фоменко несколько раз провел «Высшие фортепианные исполнительские курсы».

Идея их проведения принадлежит дубненскому музыкальному сообществу. Благодаря этому молодые талантливые пианисты из разных стран получили возможность не только пообщаться с мастерами отечественного пианизма и позаниматься на фортепиано фирмы «Ямаха», которые специально для них были привезены из Москвы, но и познакомиться с наукоградом, в частности,  совершить экскурсию на циклотрон… Между тем,  популярность этих курсов главным образом связана с педагогической манерой самого Воскресенского, который умеет профессионально и быстро сориентировать ученика, дав ему новый творческий импульс.

– Идея этого мероприятия воплотилась в жизнь благодаря поддержке Объединенного института ядерных исследований, городского симфонического оркестра и музыкальной школы, Особой экономической зоны «Дубна» и Института журналистики и литературного творчества», ­– рассказала одна из организаторов курсов директор ДСО Наталья Никитская.

В одном из своих интервью Михаил Воскресенский заметил:  «2014 год  был объявлен в России Годом культуры, и мне очень приятно, что именно в этот момент мы обрели такого партнера в нашем деле, как Особая экономическая зона «Дубна»… Я побывал во многих странах мира, и мне есть с чем сравнивать. В наукограде, безусловно, отличные условия для проведения мероприятий любого ранга. Педагоги Московской государственной консерватории с удовольствием продолжили бы культурное сотрудничество с ОЭЗ «Дубна» и в дальнейшем проводили бы здесь обучение талантливой молодежи».

Хочется отметить, что дубненские любители классики относятся к маэстро с таким же почтением, как и слушатели «Высших фортепианных исполнительских курсов» – их покоряют свойственный музыканту  романтизм, гармоничное чувство формы  и пианистическое мастерство. Главное, что какие бы произведения ни играл Михаил Воскресенский, к каким бы стилям ни обращался, везде его исполнение отличается удивительной подлинностью. Под его руками призрачный мир звуков обретает многомерность и глубокую содержательность. Характерно, что его исполнение напрочь лишено позерства, мишурного блеска и бестолковой суеты. Ни один из фрагментов текста не раскрашивается им в угоду внешней эффектности – каждая деталь произведения занимает то место в музыкальной форме, которое ей отвел автор. Однако самым неповторимым в игре маэстро является его сугубо интимная манера лирического высказывания. Проникновение в святая  святых души, умение донести до слушателя ее трепетное ощущение бытия, не впадая при этом в приторную лирику, делают игру Михаила Воскресенского возвышенной и высокоинтеллектуальной.

Между тем,  хочется отметить, что даже опытных профессионалов поражает  многогранность творческой личности Михаила Сергеевича. Лауреат престижных международных музыкальных конкурсов, самобытный исполнитель и талантливый педагог, М. Воскресенский за годы работы в консерватории  воспитал целую когорту ярких музыкантов, успешно представляющих российскую пианистическую школу на всевозможных концертных площадках мира. Помимо этого, он президент Международного Скрябиновского и Шопеновского обществ в Москве, патрон Российского отделения Европейской ассоциации педагогов фортепиано, приглашенный профессор в Университете Тохо Гакуен в Токио.

М. Воскресенский (c 2007 г.) успешно  руководит кафедрой в МГК и находит силы для работы в жюри всевозможных международных конкурсов. Параллельно он проводит мастер-классы в различных консерваториях мира  и делится своими воспоминаниями на телеканале Культура в программе «Игры классиков». Не менее впечатляет работа Воскресенского на радио «Орфей»:  в течение трех лет в исполнении маэстро прозвучали все двадцать семь фортепианных концертов Моцарта. Сыгранные с оркестром Театрально-концертного центра Павла Слободкина под управлением дирижеров Л. Николаева и К. Маслюка, они были записаны непосредственно во время исполнения на сцене. Важно то, что их трансляция сопровождалась комментариями Михаила Сергеевича, который в популярной форме разъяснял слушателям образную и стилистическую направленность этих сочинений.

Впечатляет и репертуар маэстро: все сонаты Бетховена, все фортепианные концерты Моцарта, все произведения Шопена, все этюды и сонаты Скрябина – лишь малая часть того, что находится в его активе. Есть еще и 56 фортепианных концертов – их он исполнял с более чем 150 дирижерами, в числе которых Джон Причард, Курт Мазур, Евгений Светланов, Кирилл Кондрашин. Камерное творчество также занимает важное место в жизни М. Воскресенского: он неоднократно играл в ансамбле с Квартетом им. Бородина, Квартетом им. Шостаковича, Токийским квартетом, Квартетом им. Чайковского, а также с выдающимися отечественными скрипачами, виолончелистами и певцами. С 1980 года М. Воскресенский выступает и как органист, давая концерты в Москве, Риге, Таллинне, Вильнюсе, Минске, Кишинёве и др.

За плечами мастера гастроли по странам Европы, Азии, Японии, Австралии, Южной Америки, где его неизменно принимают на  ура. В результате этих выступлений многонациональная аудитория меломанов, побывавшая на концертах артиста, проявила живой интерес к его творчеству. В итоге  М. Воскресенским заинтересовались известные звукозаписывающие фирмы («Triton», «DML-Classics», «Classical Records» и др.) – они выпустили свыше 60 компакт-дисков с записями маэстро.

Михаил Сергеевич Воскресенский преподает на кафедре специального фортепиано МГК с 1959 года. За это время его воспитанники 120 раз становились лауреатами международных конкурсов, 57 из которых завоевывали золотые медали. В связи с юбилеем маэстро многие из них приедут в Москву и дадут в МГК концерты. Это станет своего рода «музыкальным приношением» прекрасному пианисту, талантливому наставнику и музыкальному деятелю, отличающемуся широтой взглядов и оригинальностью мышления, являющимся образцом бескорыстного служения искусству.

Наталия Белага