Танец всей ее жизни |
25.07.2013 07:50 |
К юбилею Ирины Яцковой, Заслуженного работника культуры Московской области, руководителя Народного хореографического коллектива «Калинка» Дворца культуры «Октябрь».
Идея создания коллектива с исконно русским названием «Калинка» родилась ровно сорок лет назад. Именно тогда Залуженный работник культуры Удмуртии Аркадий Захарович Климов набирал в свой новый коллектив ребят, решивших серьезно заниматься хореографией. Одной из первых пришла к нему восьмиклассница Ира Яцкова, хрупкая, грациозная и очень талантливая. Танцевала она с пяти лет, еще в детском коллективе у Владимира Павловича Карпова с того момента, как открылся Дворец культуры. И больше оттуда не уходила. Разве что на учебу в Калужском училище культуры. Там Ирина Яцкова с отличием закончила хореографическое отделение. Целеустремленную девушку уговаривали возглавить в Калуге Дом культуры, но она предпочла вернуться в родную Дубну. Так я снова оказалась в своем Дворце культуры «Октябрь», вспоминает сегодня Ирина Борисовна. До 1985 года мне пришлось и преподавать, и танцевать самой. А потом взяла на себя ответственность за судьбу родного коллектива, став его руководителем. Очень часто творческие люди являются фанатами своего любимого дела, ставят перед собой нелегкие задачи и видят перед собой высокие цели. Был ли у вас пример для подражания? Возможно, я не буду слишком оригинальной, если назову Государственный Академический ансамбль народного танца и его великого руководителя Игоря Александровича Моисеева, создавшего новый, необычайно виртуозный жанр народносценического танца в мировой хореографии. Не скрою своей гордости, когда однажды после выступления в Российском культурном центре Парижа нас сравнили по красоте исполнения с «моисеевцами», а по задору с Краснознаменным ансамблем песни и пляски имени Александрова. Ирина Борисовна, насколько широка «география» международных выступлений вашего коллектива? Это едва ли не вся Европа: мы были во Франции, Болгарии, Австрии, Италии, Венгрии, Словакии, Словении, Польше. И еще в Тунисе. Интересно, а наиболее яркие впечатления из этих поездок находят какое-то отражение в вашем творчестве? Конечно. Например, мною был поставлен танец, как некая миниатюра увлекательного венецианского карнавала с яркими костюмами и загадочными масками. Даже декорации с применением современных высокотехнических средств проекции рисовали «живые картинки» Венеции как на экране перед зрителями проплывали словно настоящие гондолы, управляемые веселыми гондольерами. Кстати, раз уж мы заговорили о костюмах, скажите, пожалуйста, как вам удается делать потрясающие наряды к каждому номеру, которых в вашем репертуаре уже более сотни? Действительно, наш репертуар довольно обширен в нем и народные танцы мира, и фольклорные хореографические зарисовки, характерные для разных уголков бывшего Советского Союза, и стилизованные эстрадные номера... Поэтому необходимо множество разноплановых костюмов. Шьем мы их, главным образом, на пожертвования родителей и спонсоров. Иногда в столь важном деле не лишними бывают и средства, заработанные нами на концертах. Я сама покупаю ткани, различную фурнитуру и отделку. Потом придумываю эскизы, которые воплощаются в ателье нашего Дворца культуры дизайнером Еленой Машковой и портнихой Натальей Щетиловой. Но, как говорится, штучную, высокохудожественную работу сарафаны, платья, кокошники и другие фольклорные головные уборы для нас уже 17 лет делает Вера Ивановна Корягина, настоящий мастер «золотые руки»... Очень часто меня восхищает красота материалов. Настолько, что иногда под особенно понравившуюся ткань я придумываю какой-то номер. Закрою глаза и вижу, как ткань струится, кружится и льется в плавных проходах или искрометных движениях быстрого танца. Фантазия в нашем деле вещь первостепенная. Ибо в создании номера обязательно должна присутствовать идея, красивая сценография, изящные разводы а не трюк ради трюка. А каким вам видится хореографическое искусство будущего? Думаю, более стилизованным. Конечно, элементы фольклора останутся, но уже, наверное, в переработанном виде. Ибо у молодежи теряется интерес к исследовательской деятельности, когда нужно колесить по деревням и маленьким городкам, где еще сохранились традиции народного танца. Я вспоминаю, как во время моей учебы в Калуге в этот город приезжала Татьяна Алексеевна Устинова, знаменитый тогда на всю страну балетмейстер, педагог и хореограф. Известна она была еще и как собирательница танцевального наследия. Результат ее посещения старого русского города оказался феноменальным она сделала блестящий танцевальный номер «Калужские игрища», в котором воссоздала костюмы дореволюционной Калужской губернии. Слава Богу, что российские хореографы-подвижники еще что-то сохраняют на радость зрителям. Западная Европа уже многое растеряла. Может быть, поэтому наше танцевальное искусство имеет повсюду огромный успех и море оваций. Скажите, а в вашей работе есть какие-то трудности? Ну, как же без них в наше непростое время. Многое мне помогает преодолевать мой муж. Хотя он и технарь работает инженером на заводе «Тензор» но в какихто вопросах хореографии за долгие годы совместной жизни вполне прилично разбирается... Помогает мне и Екатерина Брага, моя бывшая воспитанница, ставшая уже коллегой она является ассистентом балетмейстера и занимается с младшими группами нашего коллектива. Нам приходится много ездить бесконечные фестивали, конкурсы, концерты. Стать лауреатами областных, всероссийских и международных конкурсов не такто легко. Только в этом году мы уже участвовали в конкурсе «Карусель Московии», потом на фестивале русского искусства «Калинка» в Словакии, после него отправились в Австрию, затем в Варшаву, где дали пять концертов, один из которых был посвящен Дню Победы. А вернувшись на родину, сразу пришлось выступить на международном фестивале «Русская матрешка» в Сергиевом Посаде. Настоящий танцевальный марафон! Казалось бы, все замечательно, но, увы, в коллективе мало мальчиков. Каждый год стараемся решить эту проблему, но она остается. А ведь танцы для молодых людей дело невероятно важное. Это и красивая осанка, и воспитание музыкального вкуса, и чувство ритма, и просто умение хорошо танцевать. Если с возрастом у мальчиков происходит мутация голоса, то танцы на всю жизнь. И девушки это непременно оценят! Было время, когда у нас в Дубне там, где сейчас университет, находилось Высшее Военностроительное командное училище. И большинство курсантов оттуда танцевали в нашем коллективе. Помнится, мы поставили тогда «Вальс» Штрауса. Элегантно вальсирующие пары такая красота! А какого возраста сейчас участники вашего коллектива? Начиная с 4х лет, и до тех пор, пока есть возможность радовать зрителей своим искусством. У нас, к примеру, танцуют мама с дочкой. И многие не могут догадаться, кто из них мама, а кто дочка! Стало быть, мы способствуем сохранению молодости. Ирина Борисовна, не будем лукавить, достаточно посмотреть на вас, чтобы понять волшебную силу танца в беспроигрышном деле стройности, красоты и прекрасного настроения. Что вдохновляет вас и является стимулом вашего прекрасного творчества? Мой замечательный коллектив, в котором уже более 130ти человек. Я обожаю делать громадные номера, пляски, когда участниками заполнена вся сцена. И мне нравится выпускать на сцену детей. Тогда им становится интересно выступать и репетировать, разучивая новые движения и новые танцы. Так постигая азы прекрасного, у них появляется стимул к совершенствованию в хореографии. Однажды в финальном номере на сцене у нас было задействовано105 человек! А потом шквал аплодисментов. Во славу русского искусства и радости для души. И все это благодаря танцу... Татьяна Константинова Фото Светланы Анашиной
|