У нас было чувство романтики, энтузиазм Печать
14.03.2019 00:00

Башмаров Владимир Михайлович, пенсионер, ветеран Великой Отечественной войны и ветеран ДМЗ, в 1943-1944 гг. - курсант Школы юнг на Соловецких островах.

Мой отец в начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. После битвы под Москвой отец, весь израненный (получил 13 ранений), вернулся домой. Почти год лечился в госпитале в Дмитрове. Вместе с отцом на лечении находился капитан-лейтенант морской службы. Его батальон был разбит, а он тяжело ранен. После выхода из госпиталя капитан-лейтенант уже был непригоден к строевой службе, и его направили на Соловецкие острова преподавателем в школу юнг.

Мне захотелось тоже туда поехать учиться. Отец поддержал мои планы: «Начитался Ж. Верна, теперь поезжай». Соловецкие острова - это Архангельская область, там Петр I начинал строить корабли. Там формировали на корабли экипажи. Вот туда я и приехал. В школе оказалось полным-полно таких же, как я, ребятишек. В 1944 году там учились ребята из Москвы, Ленинграда. В Соловецкой школе юнг учился В. Пикуль, ставший впоследствии знаменитым писателем.

В Архангельске нас формировали и на английском транспорте отправили на Соловки. До этого там в землянках жили заключенные. Ко времени нашего прибытия их отправили в Коми АССР, а для нас освободили землянки. Скажу откровенно, это были не землянки, а клоповники. Столько было клопов, что их не выведешь. Выдали нам обмундирование: шинели - длинные, рукава - длинные. Запасы продуктов - треска и фасоль. Условия были настолько тяжелые, что многие ребята начали оттуда убегать. А у оставшихся было чувство романтики, энтузиазм.

Начались занятия. Нас разделили по возрасту. Сделали учебный отряд для Северного флота. Были там школы оружия, торпедная школа, школа связи. Нам выдали первые ленточки на бескозырки. В 6 часов подъем, физзарядка, затем - в школу. Я учился по специальности артиллерист-электрик. Школу закончил с отличием.

Через семь дней пришел американский ледокол «Северный ветер», и нас повезли в г. Полярный. Это была главная база Северного флота. Там начали распределять по кораблям. Тем, кто окончил школу с отличием, можно было выбрать, на каком корабле служить. Мы знали в то время, какие корабли наши, какие американские или английские. Все они были на Северном флоте. Самолеты были в основном английские, торпедные катера - американские. Продукты также были их производства.

Я попал на эсминец «Громкий». Вот на этом эсминце я и встретил конец войны. Пришли мы в Кольский залив из похода 9 мая 1945 года, где стояло много иностранных кораблей, и все стреляли.

Владимир БАШМАРОВ, в 1943-1944 гг. курсант Школы юнг на Соловецких островах

(Из стенограммы заседания краеведческого клуба «Дубненский летописец», посвященного военному детству. 2009 г.)