Флешмоб или мгновенная толпа Печать
03.11.2010 11:47

Если на улице вы вдруг увидите, как несколько человек, стоящих около рекламного щита, пытаются с помощью пульта «переключать каналы», а на перекрестке еще одна группа дружно скандирует «Све-то-фор! Све-то-фор!» и с криками «Ура!» переходит дорогу, когда загорается зеленый, не волнуйтесь – вы не сошли с ума.

 

 

Люди, занимающиеся таким, казалось бы, абсурдом, вполне трезвые и вменяемые – они являются участниками одного из сценариев флешмоба, явления, завоевавшего сердца людей во многих странах. Флешмоб (от англ. flash – вспышка, mob – толпа) – это заранее спланированная акция, в которой принимает участие, как правило, большое количество людей (или мобберов). Внезапно появляясь в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного характера, а затем одновременно быстро расходятся, как ни в чем не бывало.

Это движение зародилось в 2002 году в Нью-Йорке сразу после выхода книги «Умные толпы: следующая социальная революция» известного американского социолога Говарда Рейнгольда. В книге рассказывается о том, что в будущем люди смогут использовать Интернет и мобильные телефоны для самоорганизации. Так и случилось. Первый в истории флешмоб состоялся в июне 2003 года в мебельном магазине «Macy’s». Около 200 человек собрались около очень дорогого ковра и стали рассказывать продавцам, что живут вместе на складе на окраине Нью-Йорка и пришли купить «ковер любви». Уже через несколько дней волна флешмоб-акций прокатилась по Америке и Европе, породив разнообразные сценарии, задача каждого из которых – вызвать недоумение у очевидцев акции (фомичей или кузьмичей).

В соответствии с кодексом флешмобберов, все должно казаться абсолютно спонтанным, не содержать рекламы, не принуждать к голосованию, все участники не получают и не платят никаких денег, не нарушают общественный порядок, не оставляют мусор. Флешмоб должен удивлять, вызывать недоумение, ставить случайных зрителей в тупик, но никак не смешить или вызывать отвращение. Кроме того, по правилам участники не должны быть знакомы друг с другом. Тогда как же это все работает?

Через Интернет сотни самых разных людей получают от организаторов акции инструкцию в виде электронного сообщения с предложением, например, встретиться в определенное время на станции метро, прихватив с собой плеер, и уже на месте по условному сигналу начать танцевать под музыку из своего плеера. Таким был флешмоб-сценарий на станции Виктория Лондонского метро, в котором приняли участие около 4000 человек. Толпа дико и неудержимо танцевала в полной тишине 2 часа подряд, пока не приехала полиция.

Замри!

Другим ярким примером классического флешмоба является «Замирание». Неожиданно для окружающих несколько десятков человек резко замирают, как будто время остановилось, по истечении 2-3 минут происходит «разморозка», и участники расходятся, как ни в чем не бывало, оставляя позади себя недоумевающих очевидцев.

Завоевывая все новые города и страны, флешмоб стремительно развивался, постепенно появлялись все новые виды акций, не совсем совпадавших с законами флешмоба. Эти акции, хотя и «вышли» в свое время из флешмоба, теперь уже очень далеки от его классических правил, но всех их объединяет желание участников удивить, поразить, сделать что-то вместе. Например, при осуществлении сценария «Зеркальное отражение» главным расхождением с правилами флешмоба является то, что мобберы не просто знакомы друг с другом, а являются родственниками. Организаторы акции находят 10-15 пар близнецов и дают им задание сесть в вагоне метро друг напротив друга, при этом одежда близнецов должна быть одинаковой, мимика и жесты полностью синхронизированными. Результат: «зеркальное отражение», повергающее в шок всех входящих пассажиров.

Сам термин «флешмоб» настолько закрепился в языке за последние годы, что им теперь называют любую акцию, в которой принимает участие некоторое количество человек с целью вызвать удивление. Сюда относятся монстрация, арт-моб, l-mob, i-mob, неспектральный моб и многие другие.

Монстрация

Одной из наиболее распространенных и любимых молодежью акций является монстрация. Монстрация – это демонстрация по форме и сути, отличающаяся от обычной тем, что участники, требуя необъяснимого, выступают с плакатами и транспарантами странного, а порой и до крайности абсурдного содержания, например: «Крокодил, крокодю и буду крокодить!», «Горшочек, не вари!», «Остановите Землю – сойду!», «Пейчаль!».

Пожалуй, самым зрелищным видом флешмоба можно назвать арт-моб, центром которого является композиция, несущая художественный, эстетический смысл. Главная особенность арт-моб-акции заключается в том, что композиция состоит из людей. Все начинается с чертежа, где каждой клеточке соответствует человек, все точно просчитывается, согласуется и проверяется, в результате получается захватывающее дух зрелище.

Еще одной вариацией флешмоба является l-mob (от англ. Long-mob – долгий моб). Смысл его в том, что участники совершают заранее оговоренные в Интернете действия в любом удобном для них месте в любое время в течение недели. Примером данной акции может послужить сценарий «Мелки», воплощая который, сотни молодых людей под лозунг «Сделаем мир ярче!» с удовольствием принимают участие в раскрашивании площадей и тротуаров.

Конечно, флешмоб не обошел стороной и Интернет. Все виды акций, проводимых на форумах, в социальных сетях и чатах, получили общее название i-mob (Internet-mob). Среди участников форумов, например, популярен сценарий «Ударься головой об клаву и пришли что получилось». Также широкую известность приобрел i-mob «Регулярно», спонтанно организованный на сайте BBC, где была выложена статья об алкоголизме в России. Главной причиной смерти алкоголиков авторы назвали употребление моющих средств, одеколона и антифриза. Кроме того, к статье прилагался опрос: «А вы употребляете эти средства?» с вариантами ответов:

– Регулярно

– Крайне редко

– Никогда

– Я вообще не пью.

Большинство читателей этот вопрос удивил и даже обидел, в результате почти 100% голосов было отдано за вариант «Регулярно».

Незамыленным взглядом

Однако целью мобберов не всегда является произвести впечатление именно на публику. Такая акция, как неспектральный моб, разыгрывается для самих мобберов, случайный прохожий, как правило, вообще не замечает воплощения сценария. Задачей мобберов является создать тонкую, едва уловимую флешмоб-реальность, в которой нет ничего шокирующего, абсурдного или резко бросающегося  в глаза. В качестве примеров заданий могут служить следующие действия: завязать шнурки; прикурить, отворачиваясь от ветра; отряхивать испачканную одежду; читать объявление; писать на ходу смски.

Здесь обыденность сменяется обыденностью, действия участников настолько близки к повседневной жизни, что становится непонятно, где моббер, а где обычный прохожий, действия которого случайно совпали со сценарием. В результате неспектральный моб  зачастую вызывает у участников чувства дежавю и легкого помешательства.

Флешмоб-акции, как явление для многих новое, неизвестное, а следовательно, подозрительное, часто сталкивается с резко негативным отношением. Критики отмечают, что флешмоб способен провоцировать участников на массовое хулиганство, а сам принцип организации акции может быть использован заинтересованными людьми в корыстных целях. Политики, не разобравшись в принципах флешмоба, часто придают ему политический оттенок, а органы правопорядка зорко следят за всеми массовыми акциями. Тем не менее, психологи дают флешмобу главным образом положительные оценки. Флешмоб улучшает психологическое состояние участников, помогает избавиться от комплексов, скованности и боязни общественного мнения, а у очевидцев появляется возможность посмотреть на мир новым, не замыленным серыми буднями взглядом, что определенно привносит в жизнь разнообразие.

Подготовила Елена Журавлева


Мини-словарь флешмоббера:

Агенты – люди, раздающие листовки с инструкциями для участников акции.

Акция (Моб) – действие, выступление, воплощение сценария.

Камертон – часы, находящиеся в общественных или иных местах, по которым мобберы заранее синхронизируют собственные часы для точного прибытия на акцию.

Маяк (Кепка) – специальный человек, находящийся на месте проведения некоторых акций, для того чтобы подать мобберам условный сигнал о её начале.

Моблик – моббер-новичок, Мобстер – опытный моббер.

Место Х (Площадка, Мобплейс) – место прохождения флешмоб-акции.

Парускерство – нарушение правил: разговоры, смех и всё, что не было запланировано.

Пингвин (Зриббер) – человек, который узнал о проведении акции и, вместо того чтобы участвовать, наблюдает за происходящим.

Фомичи (Кузьмичи) – прохожие, случайные свидетели акции.

 

Читайте ещё:

Театр как искусство общения

Собачья доля: с людьми жить – по-волчьи выть?

Пессимизм с оптимизмом

Праздник детских улыбок

Золотой тигр

ФОТОреалии Сергея Мошкова

Молодежные объединения

Разноликий туризм

ЕГЭ глазами тех, кто его пережил

В фокусе – динамика

Кодо «железных сердец»

Между ракеткой и информатикой

Путешествие в Древнюю Русь

Семейный туризм – это здорово!

Здесь начинается Русь

Две золотые медали Игоря Морозова

Предельная винтокрылость

Фантазии в стиле техно-арт

Город, где болеют за водные лыжи,как за футбол

Философия семьи Капыриных

Влад Кравчук:

Удача тяжелоатлетов

Рекорд России

Молодежные cубкультуры в Дубне

Академическая стипендия. БЫТЬ или НЕ БЫТЬ?