Профтехучилище №5: начало Печать
20.08.2020 05:19

Продолжение. Начало в №№28-32

Учебное хозяйство в системе подготовки специалистов

Профессиональная подготовка специалистов не могла ограничиваться только теоретическими занятиями. Нужен был практический выход получаемым в стенах училища знаниям, и здесь особое место принадлежало учебному хозяйству СПТУ №5. Ибо учебное заведение и учебное хозяйство - два неразделимых синонима, на которые мы всегда ориентировались и делали правильные выводы.

У него была своя история, уходящая в 30-40-е годы. Та его часть, что была расположена в левобережной части Дубны, ранее принадлежала Охотхозяйству Совета Министров РСФСР, в 1971 году была присоединена к СПТУ №5, а затем через три года объединена с учебным хозяйством Щёлковского СПТУ №2, которое было создано на базе колхоза «Большевик» (д. Юркино).

Создание комплекса учебного хозяйства было оправданным. Ко времени объединения оба учебных хозяйства была высокорентабельными, работающими на полном хозрасчете, где внедрялись элементы НОТ. Учебное хозяйство СПТУ №5 возглавлял Николай Иванович Шигин, учебное хозяйство СПТУ №2 - Михаил Борисович Цымберг. После объединения учхоз возглавил А.Г. Щукин, высокий профессионал и человек, влюбленный в свое дело.

Особо хочется отметить роль Николая Ивановича Шигина в руководстве учебным хозяйством до объединения. Высококвалифицированный специалист по животноводству, окончивший до начала Великой Отечественной войны Военно-ветеринарную академию, прошедший всю войну в действующей армии и закончивший ее в звании майора Советской армии, этот человек обладал высоким интеллектом, культурой обращения с людьми. При нем хозспособом было построено несколько жилых домов с коммунальными удобствами для работников учхоза, а также механическая мастерская, автогараж, контора.

В объединенном учебном хозяйстве среднего СПТУ №5 общая земельная площадь составляла 1260 гектаров, в т.ч. пашни 525 гектаров. Основная специализация - выращивание многолетних трав, кукурузы для общественного животноводства. Выращивалась кормовая свекла, капуста, картофель, огурцы. Благодаря агрономам А.П. Лаврентьевой, В.В. Чурину, Т.А. Андросовой строго выполнялось правильное ведение полевых севооборотов.

Научное ведение культуры земледелия давало возможность полностью обеспечить общественное животноводство грубыми и сочными кормами. А ведь поголовье крупного скота было 750 голов, в т.ч. дойное стадо насчитывало 350 голов. Надой на одну фуражную корову составлял 4,5 тысячи килограммов (по Подмосковным меркам весьма высокий). Среднемесячный привес на откорме телят ежедневно составлял 800-900 граммов.

Если давать оценку того времени, то приходишь к выводу, что учебное хозяйство по своим производственными показателям относилось к лучшим хозяйствам Московской области. Работая на полном хозрасчете, оно стало лучшим среди учебных хозяйств в системе профтехобразования РСФСР и СССР.

В этой связи мне вспоминается беседа с одним из авторитетнейших первых секретарей ГК КПСС Подмосковья - первым секретарем Дмитровского горкома КПСС, Героем Социалистического Труда Н.В. Кудряшовой, когда я как депутат Московского областного Совета народных депутатов приехал в Яхромский совхоз-техникум и вместе с его директором - Героем Социалистического труда Суриковым встретился с ней. Первый секретарь была удивлена производственными показателями учхоза СПТУ №5, по многим из них мы опережали учебное хозяйства Яхромского совхоза-техникума, который являлся кузницей кадров для сельского хозяйства области. Эта гордость была обоснованной, потому что весь коллектив внёс в дело подготовки кадров свой талант, энергию и бесценный опыт. На полях учебного хозяйства трудились мастера производственного обучения вместе со своими питомцами, на практике показывая будущим земледельцам примеры трудовых приемов земледелия. Учащиеся с большой охотой и желанием вели заготовку сена, закладку в траншеи силоса, учились овладевать навыками сельскохозяйственного труда. Среди учебных групп велось социалистическое соревнование, широко внедрялось наставничество.

В этот же период началась подготовка к мелиорации всех земель учебного хозяйства. Земельные угодья и пашня находились в переувлажнённой климатической зоне, омываемые реками Дубна, Сестра, Черная речка, что не позволяло их производительно использовать. Встал вопрос: что делать для повышения плодородия?

На этот вопрос по-государственному ответил Владимир Григорьевич Агибалов: «Мелиорировать!». Проектирование велось Клинской организацией, которая занималась этими разработками. С ней поддерживали связь заместитель директора училища Н.П. Смирнов и Л.А. Поляков - агроном, кандидат сельскохозяйственных наук. Благодаря их настойчивости и целеустремленности проектирование прошло довольно в сжатые сроки. С окончанием проектирования Талдомской ПМК Главночерноземводстроя начались работы по мелиорации земель в районе Юркино и Козлаков.

В течение двух лет мелиорация и осушение были там закончены, на следующий год были получены рекордные урожаи кукурузы на силос и посеянное травы. Проектом было предусмотрено мелиорирование на всей площади (360 гектаров) левобережья, со строительством мощной насосной станции для подачи воды из реки Волги. Но этому не суждено было сбыться. Сейчас здесь расположена особая экономическая зона.

Мне могут задать вопрос: а нужно ли было среднему СПТУ № 5 самое крупное в России по площади и энергоемкости учебное хозяйство? Да, нужно. Убежден в том, что, не имея учебного хозяйства, невозможно было бы достичь определенных показателей в подготовке высококвалифицированных кадров.

Вся учебная программа учебного хозяйства было связана с теоретическим курсом занятий: прохождением лабораторно-практических занятий, использованием самой новейшей техники на полях учебного хозяйства во главе с опытными мастерами и преподавателями: В.В. Гусевым и Н.П. Балдиной. И эта практика, как показало время, себя оправдала и нашла свое воплощение в не одной сотне подготовленных специалистов.

Мне часто приходится встречаться с бывшими учащимися СПТУ №5, работниками учебного хозяйства. У всех звучит вопрос: что случилось с передовым учебным хозяйством СССР, где не раз проходили всероссийские совещания директоров и заведующих учебными хозяйствами, а также межобластные встречи, на которых с докладами выступили: Н.И. Шигин, А.П. Лаврентьева,

А.П. Смирнов, В.В.Чурин, В.Е. Храмченков. С обменом опытом делегация СПУ №5 выезжала в Латвийскую ССР - в учебное заведение №5, с которым мы соревновались. К сожалению, ответ один - оно полностью разрушено, загублено.

Н.И. СУДОРГИН

Материал подготовил к печати Н.Н. ПРИСЛОНОВ

Продолжение следует