Природная стихия парализовала наукоград Печать
19.07.2012 15:00

Настоящий транспортный коллапс случился в конце прошлой недели в Дубне. А еще энергетический, когда без электричества остались десятки домов правого берега. Ситуация с тоннелем – из-за выхода из строя насосов его попросту затопило – оказалась только началом этих драматичных событий...
Пятница, 13-е пришла в наш город еще накануне, в четверг. Сильные порывы ветра, ливень и гроза…В считанные минуты на въезде в тоннель образовалась огромная автомобильная пробка. Ее «хвост» дотянулся до «Гриля» на правом берегу, на левом стояла вся улица Жуковского…Ну чем не пятница, 13-е, хоть до неё еще оставалось несколько часов…
Ливень, стеной обрушившийся на город, полил и прекратился, последствия же его, а точнее нашей, городской, неподготовленности к подобного рода стихиям, пытаемся разгрести до сих пор.
Итак, по порядку. Как сообщили нам позже в администрации города, сообщений о штормовом предупреждении в тот день, 12 июля, в оперативный штаб и экстренные службы Дубны не поступало. Прогноз погоды на четверг и на пятницу мало чем отличался от того, что был в среду, вторник или любой другой день на прошлой неделе. Почему не было предупреждения – кто знает? Один из моих знакомых, тверской спасатель, предположил, что поскольку ураган пришел с территории Тверской области, так и вышло: оказывается, между специальными службами попросту нет взаимодействия. В самой же соседней, Тверской, области, предупреждение о возможных грозах и шквалистом ветре были.


Что произошло?
Ответ на этот вопрос предстоит выяснить комиссии по чрезвычайным ситуациям, внеочередное заседание которой было созвано на следующий же день. Официальная предварительная версия пока такова: после сильного ливневого дождя, в результате стечения неблагоприятных природных обстоятельств и из-за выхода из строя оборудования, откачивающего воду из тоннеля, произошло подтопление тоннеля.
«Подтопление» – сказано слиш­ком мягко. Вода, по отзывам работавших там сотрудников силовых структур, в нескольких местах тоннеля доходила до колена, автомобили «захлебывались» водой и, пытаясь объехать деревянные мостки, которые всплыли на поверхность, становились участниками ДТП…
Надо отдать должное, что достаточно оперативно удалось приступить к откачке воды, которая перестала уходить в специальные отводные канавы, причем использовали для этого специальную технику, оказавшуюся у «Мособлпожспаса» в наличии как нельзя кстати.
Все на том же совещании заместитель главы города С.А. Рожков, оценивая происходящее, несколько раз повторил, что «все, что произошло в тоннеле, кроме как разгильдяйством назвать нельзя». Разгильдяйством ВРГС? В этом конечно же еще предстоит разобраться. Скорее попустительством нашим, местным, российским. Именно оно, это попустительство, и делает весь окружающий нас мир столь хрупким и непрочным, таким, что выбить его из равновесия может что угодно: ветер, дождь, 30-градусная жара…разницы по большому счету никакой.
Не берусь делать выводы, но сдается, что и в этой ситуации виновные, конечно, есть. Только оттого нам всем не легче.
Глазами ВРГС
– Из-за оборудования трансформаторов ВРГС средствами компьютерной защиты, которые более тонко реагируют на все внешние воздействия (в частности, грозы), произошел сбой. В результате из строя вышли насосы, которые способны откачивать воду в тоннеле. Отключения были и раньше. Но такого затопления не было, поскольку не было таких сильных ливней. Со склонов на въезде в тоннель смыло суглинок вместе с песком, который своевременно не был убран с дороги. Он усугубил ситуацию, забив дренажную систему…
Так прокомментировал ситуацию директор Волжского района гидросооружений В.В. Киреев, в свою очередь обозначивший сразу несколько проблемных вопросов, как нельзя перекликающихся с возникшей ситуацией в тоннеле. Например, на его взгляд, некачественной уборки муниципальной части дорог на въезде в тоннель. С нее как раз и намыло суглинок. Был поднят вопрос движения грузового автотранспорта, проезд которого по мосту плотины запрещен. «Недавняя ситуация показала, – отметил он, – как важна эта нить, мост плотины и тоннель, связующая два берега – левый и правый. Нельзя допустить, чтобы большегрузные автомобили полностью разрушили ее».


Продолжение коллапса
На этом пятница, 13-е, не завершилась, а точнее, с этого она только и началась. Теперь уже в самую что ни на есть полноправную пятницу после очередного ливня ситуация повторилась: тоннель затопило, теперь уже, опираясь на вчерашний опыт, к тоннелю стянули технику, начали откачивать воду. В момент удара молнии (видимо, так оно и было) вышло из строя электрооборудование, так что без электричества осталась значимая часть правобережья.
Комментарий энергетиков
– Во время сильной грозы и удара молнии по линии в 110 Квольт прошел разряд. Перенапряжение через питающий центр ГПП-2 прошло в городские сети – в ЦРП-3 (ул. Сахарова), ЦРП-5 (ул. Энтузиастов) и ЦРП-8 (ул. Понтекорво). И уже в сетях из-за перенапряжения вышли из строя четыре высоковольтных кабеля. Произошло отключение на БВ в 20.15. Диспетчерской была дана команда сразу же выехать, но к сожалению попасть на место из-за пробки в тоннеле оперативно не удалось, и только в 21.45 приступили к переключениям на БВ. Чтобы подать напряжение потребителям, необходимо вывести из строя кабели. Есть определенная технология: речь идет о высоком напряжении, и спешка при производстве таких работ не допускается. Учитывая большую нагрузку, мы организовали вторую дополнительную бригаду, которая стала вести работы на других подстанциях. На одной из подстанций №95 возникли проблемы, было принято решение провести ревизию, после чего занялись восстановлением оборудования. К 10.40 в субботу электричество было подано во все дома, которые были обесточены…
Это комментарий директора МУП «Электросеть» В.Ф. Королева, вкратце восстановившего хронологию энергетического сбоя. При этом, как подчеркнул Владимир Федорович, работы по восстановлению поврежденных линий продолжались и спустя несколько дней.
Послесловие
Наверное, можно было бы еще много говорить и приводить мнения всех участников и ликвидаторов водно-энергетического коллапса, не забывая упомянуть их оперативность и самоотверженность (без них, между прочим, действительно не обошлось), если бы не одно «но». Без пострадавших все-таки не обошлось. Письмо, поступившее в редакцию от горожанки, тому подтверждение. Ей и еще нескольким дубненцам, попытавшимся вброд перейти затопленный тоннель, «посчастливилось» провалиться под воду едва не с головой. Видимо, под всплывшими мостками были люки, и когда деревянные настилы всплыли, люки, затопленные водой, стали реальной угрозой для всех пешеходов.
Откуда они, пешеходы, могли появиться в тоннеле, где шли аварийные работы? Тем более что на его входах стояли сотрудники полиции? Стояли, предупреждали, предупредили и меня, когда было попыталась пройти в тоннель, чтобы лично оценить с профессиональным интересом глубину затопления. Но люди шли, полагаясь на тот же самый авось, который, как правило, и доводит до беды…


Анна СУХАЯ