Одним из 70 предложений, переданных преподавателями лично Владимиру Путину по итогам Всероссийского форума «Качественное образование во имя страны», состоявшегося в октябре прошлого года, стала идея создания федеральной национальной стратегии воспитания российской идентичности. По мнению преподавателей, необходимо определить чёткие критерии патриотического воспитания и формирования гражданской, региональной и конфессиональной самоидентификации гражданина России.
Рабочая группа из 85 человек под руководством ректора РУДН В.М. Филиппова в составе известных государственных и общественных деятелей, ученых, работников образования и культуры, депутатов Госдумы, специалистов заинтересованных министерств и ведомств, представителей СМИ и других представила на общественное обсуждение проект «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года».
Как отметила директор лицея «Дубна» Тамара Мещерская (на фото), городское педагогическое сообщество очень активно включилось в обсуждение проекта, в том числе и педколлектив лицея.
«Сегодня, - говорит Тамара Рудольфовна, воспитание – это больная тема, и мы, конечно, не хотим терять наших детей. Хотим, чтобы выражение «дети – наше будущее» не было голословным. Понятно, что для этого дети должны получить не только хорошее образование, но и воспитание. В настоящее время с последним существует много проблем».
В результате обсуждения педагоги лицея пришли к выводу внести в проект стратегии развития воспитания предложение: ввести в школах освобожденную должность либо воспитателя, либо классного руководителя.
Второе предложение от педагогического коллектива лицея «Дубна» – повсеместно открыть досуговые центры для подростков, где бы они могли проводить свободное время с пользой для себя под присмотром воспитателей, которые будут заниматься с ребятами.
К примеру, там могут быть кружки по интересам, но на несколько ином уровне и в другое время. То есть это не совсем школьные кружки, а по типу клубов по месту жительства, которые до недавнего времени работали и у нас в городе. На сегодняшний день досуговых центров на территории страны, в частности, Московской области, очень мало. У нас же в городе таковых нет.
Раньше, если помните, были детские клубы и на Черной речке, и на ул. Мичурина, только в институтской части города таких насчитывалось три. Возродить бы эти дворовые клубы, досуговые центры, хотя бы по районам города по одному на БВ, в ИЧ и ЛБ, где дети могли бы находиться с 6 часов вечера до 9. Те дети, о которых родители не очень заботятся и беспокоятся, из так называемых неблагополучных семей, поделилась директор лицея.
- У вас же в лицее таких нет? - уточнили мы.
- У нас нет, но мы обсуждаем проект федеральный. Вопросы воспитания наисерьезнейшие, проблемы в большинстве своем социальные. Родители, даже если бы очень хотели, в силу загруженности (работать приходится много) не в состоянии эффективно контролировать и обучение ребенка, и пребывание его в школе. Но не должно быть так, что дети выпадают из поля зрения взрослых.
За свой лицей могу сказать, что у нас очень хорошая система контроля: пропускать занятия нельзя, и каждая домашняя работа проверяется. Но, увы, не все родители могут контролировать детей, а некоторые, честно говоря, и не хотят, заключила Тамара Рудольфовна Мещерская.
Тысячи лет родители воспитывают своих детей без всяких проектов стратегий. Иногда удачно, иногда не очень. Чтобы последнее свести к минимуму, и затеяна масштабная реабилитация социального института воспитания, которая попрежнему недооценивается, ей не уделяется достаточного внимания в системе государственной и региональной политики.
Однако какими бы замечательными предложениями наши педагоги ни усилили стратегию развития воспитания, ничего не сдвинется с мертвой точки, если эта отрасль и дальше будет финансироваться по остаточному принципу, если не появятся четкие границы платности и бесплатности образования, бюджетного финансирования внеурочной деятельности, дополнительного образования...
Татьяна Крюкова
Фото Юрия ТАРАКАНОВА |