Сижу, башкой своей ломаю эти знания Печать
Автор: Встреча   
12.04.2023 11:23

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Сижу, башкой своей ломаю эти знания», - сказал мальчишка-первоклассник. Хорошенький такой, забавный, облачённый во взрослый деловой костюмчик. Пришёл из школы и заплакал, не обращая внимания на накрытый для его обеда стол. Говорил и размазывал слёзы по щекам, заработав кучу лайков. Народу было очень весело просматривать это видео, снятое родными первоклассника.

Почему-то совсем не смешно. Почему-то хочется плакать. А почему «почему-то»? Понятно, почему: мы, взрослые люди, не организовали разумно-правильно школьную жизнь маленькому человеку, которому очень трудно, который не видит продыху. У него нет силёнок и понимания, отчего оно всё вот так. Трудно и занудно, а главное, безнадёжно. И так будет годы. Годы этой вот безнадёги. И этот мальчишка не один. Детский крик безнадёги летит по всей Руси-Матушке в унисон с материнским. Мы, взрослые, ответственные за жизнь своих детей, предаём их, позволяя создателям школьных программ убивать детство.

Приведу пример: есть такой предмет в начальной школе - «Окружающий мир». Он, пожалуй, самый ненавидимый, судя по родительским откликам. Встретила молодую соседку, сынишка которой окончил 1-й класс. Я к ней с поздравлениями, а она рукой махнула, а потом говорит: «Да мы с этим «Окружающим миром» прорыдали целый год». Не с математикой, не с русским языком, заметьте. Почему?

Листаю тетрадь по этому предмету для 2-го класса, часть 2 (2012 г.). Подумала: как же мы это допустили? Автор - г-н А.А.Плешаков - на стр.68 спрашивает: «Знаешь ли ты отрасли экономики?», а после задание даёт восьмилетнему ребенку: «Узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши».(стр.69). Дяденька Плешаков, ты за что наших детушек так не любишь?

Я поинтересовалась у своего тогда 8-летнего внука: «Ты понимаешь, что такое «экономика»? Ребенок смущенно пробормотал: «Я так-то понимаю, только объяснить не могу». И это после изучения темы, при том что мальчишка учится хорошо. Миленький ты мой, подумала я, не каждый взрослый может объяснить это внятно. Зачем это делать, когда на уроках обществознания в 6 классе есть тема «Что такое экономика и бизнес» (Учебник «Обществознание» - авт. Певцова)? Ранее класса до 7-го пользовались понятием «хозяйство» и только, изучая на уроках истории тему о формировании всероссийского рынка, вводили понятие «экономика». Сердце защемило от жалости: ведь такая пропедевтика не только по истории, обществознанию, а по каждому предмету, который полноценно дети будут изучать в классах среднего звена. Зачем младших школьников так перегружать? Надо ли напихивать учебник тем, что будет изучаться на уроках ботаники, истории, географии и других предметов?

В учебнике «Окружающий мир» есть на первых страницах хитрая заметочка о том, что ученику предстоит работать вместе с родителями. А как же? Пусть будут в тонусе и обучают своих чад сами, да интернет им в помощь? То-то дядя Греф порадуется. В интернете им самое место. Этот учебник чуть не на каждой странице детей отправляет туда чего-нибудь поискать. Они наищут, будьте уверены! Сам ребенок справиться с заданиями не может, родители обязательны! И это очень плохо! Задания ученикам должны даваться по их силам. Дидактический принцип от простого к сложному никто ещё не отменял.

Вспоминаю своё школьное время. Любимое природоведение заставляло начинать день непременно с заоконных наблюдений: как там погода, какие птицы прилетели (улетели), облачно ли на небе. А затем старательно заполнялся дневник наблюдений. Учиться было легко и интересно. К родителям шли в самом редком случае. Домашняя работа делалась быстро, а потом мяч под мышку и в футбол гонять или в казаки-разбойники играть. Двор был нашей другой школой. Школой дружбы, взаимовыручки, радости побед и горести поражений.

А теперь этой школы у наших детей нет. Мы лишили ребятню удовольствия говорить «я сам», когда сделана домашняя работа. А ведь каждому человеку, а ребенку тем более, нужен витамин успеха. Он должен вырастать в радостном понимании того, что он многое может сам. Без этого не сформировывается личность!

И встаёт вечный вопрос: что делать? Критиковать легко, скажете вы, ты дело предложи.

Я специалист невеликий, но что-то мне подсказывает: нужна серьёзная учительско-родительская экспертиза того, чему учим детей. Экспертиза на государственном уровне учителей-практиков начальной школы, проработавших по этой программе, и учителей-предметников, которым предстоит учить ребят. Образование должно быть делом народным. Думаю, при бережном подходе к детям можно разгрузить программу и учебник. Как минимум, это не навредит.

А сегодня мы отдаём детей на откуп тем, кому их не жаль: дяде Плешакову, дядям и тётям из Минобра. В Министерстве образования сегодня вряд ли найдётся хоть один специалист, выучивший и воспитавший хотя бы один класс и выпустивший его в жизнь, который бы знал реальную жизнь современной школы. Отсюда океан бумаг, сваливающийся на педагогов. А учителю некогда посмотреть в глаза ребенку.

Долго не давал покоя вопрос: зачем мы так мучим своих детей? И поняла: а чтоб ребенка ни на что другое не хватило! Ни на дружбу, ни на игры, ни на отдых, чтобы школа превратилась в ад, в ненавидимое всеми место, куда идти не хочется, но куда захочется потом прийти убивать, тем, недолюбленным нами, обозлённым, ощущающим себя неполноценным и одиноким нелюдем, которого когда-то в его детстве мы, взрослые, предали. Сначала предаём мы их, а потом они нас. И войны не надо. Посмотрите ещё раз на то, как мальчишка, утирая слёзы, говорит: «Иду в школу. Портфель тяжёлый. Делаю. Потом прихожу домой, собираю портфель, делаю уроки до вечера. Сижу, башкой ломаю эти знания».

И жизнь, хочется добавить.

Марина КРИВОНОСОВА