Музыка - простор для творчества Печать
10.11.2016 07:02

Настоящим подарком для дубненцев стало выступление иеромонаха Фотия, насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, ставшего победителем телевизионного шоу «Голос» в сезоне 2015 года. Концерт, состоявшийся 4 ноября во Дворце культуры «Октябрь», собрал переполненный зал зрителей, многие их которых признались, что стали поклонниками творчества певца с первой услышанной в его исполнении песни, а потому не упустили счастливую возможность вживую послушать замечательный голос талантливого исполнителя.

Музыкой иеромонах Фотий (в миру Виталий Владимирович Мочалов) увлекается с детства. Родился он в Нижнем Новгороде в 1985 году. Там же учился в музыкальной школе по классу фортепиано, а затем в музыкальном училище на отделении теории музыки. В детском православном лагере при воскресной школе собора впервые попробовал участвовать в литургии и петь на клиросе. Когда семья эмигрировала в Германию, учился там игре на органе. Через несколько лет внутренняя переоценка ценностей привела к взвешенному решению вернуться в Россию и посвятить себя монастырской жизни. В 2005 году он приехал в  Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где поддержали его музыкальные способности и организовали уроки вокала с профессиональным педагогом-вокалистом Виктором Твардовским. На сегодняшний день иеромонах Фотий является регентом – руководителем хора в обители.

Жизнь в монастыре не стала препятствием для занятий музыкой: помимо духовных музыкальных произведений, он занялся исполнением оперных арий, романсов, баллад, а также известных песен, привлекающих своей душевностью и мелодичностью. Через некоторое время фактически в келейных условиях он записал несколько дисков и разместил в интернете для общего доступа. Телепроект «Голос» сразу заинтересовал иеромонаха Фотия, но подать заявку на его участие он решился не сразу, хотя первоначально эту идею предложили друзья, а затем и духовник – отец Власий благословил и поддержал его желание.  Приглашение на кастинг поступило еще в третьем сезоне, а на следующий год Первый канал обратился с официальным письмом на имя митрополита Калужского и Боровского Климента, (председатель Издательского совета РПЦ). После полученного от владыки разрешения отец Фотий принял участие в конкурсе, где достойно проходил от этапа к этапу, дойдя до победного финала.

Такой результат, конечно, предполагал гастрольную деятельность, но концерты иеромонах Фотий дает нечасто: нашему городу необычайно повезло, что дубненским организаторам удалось договориться о его выступлении на сценической площадке ДК «Октябрь». Певец представил разнообразную программу, в которой прозвучали песни на русском, итальянском, испанском, сербском и норвежском языках. Он исполнил классические произведения Сергея Рахманинова, Александра Бородина и Антона Рубинштейна, русскую народную песню «Ах ты, душечка!», неаполитанскую песню «Мама», необыкновенной красоты композиции «Per te» и «Alejate»  Josh Groban, романс «Спокойной ночи, господа» и «Молитву» из фильма «Мусорщик», «Свет» Сергея Трофимова, когда-то прозвучавшую на «Евровидении» «Nije Ljubav Stvar» в исполнении Желько Йоксимовича, авторскую песню на стихи немецкого поэта Виктора Шпайзера «Сколь краток век наш» и другие. В исполнении певца столь разные музыкальные произведения прозвучали очень душевно и вдохновенно. Концерт прошел на одном дыхании, а по окончании его иеромонах Фотий, несмотря на усталость, согласился ответить на несколько вопросов, касающихся его творчества.

– Что означает музыка в вашей жизни?

– Музыка для меня, как хлеб, как воздух. Это то, без чего я не смогу жить счастливо. Это не просто некая услада для слуха, а простор для творчества, самореализации – не только музыкального чувства, но и способности создавать, творить. Я хочу быть в музыке не только потребителем, но и созидателем. Мне бы хотелось свою жизнь посвятить тому, чтобы создавать интересную, красивую, не лишенную интеллектуальности музыку. Если Богу будет угодно, возможно, я стану композитором – пока это на уровне увлечения. Но я чувствую большое внутреннее стремление к тому, чтобы писать музыку.

– Не задумывались ли вы о совмещении своей вокальной деятельности с симфоническим оркестром?

– Есть такая идея, которая, надеюсь, осуществится. С симфоническим оркестром мне довелось спеть всего пару раз. Одно из выступлений не осуществилось: мы репетировали, но номер не вошел в концертную программу. А второе состоялось – под музыкальное сопровождение симфонического оркестра мы пели с Ольгой Кормухиной.

– Отец Фотий, прошел почти год после вашей победы в проекте «Голос». Насколько этот проект изменил вашу жизнь?

– Я не разочарован в участии в проекте и с большой благодарностью вспоминаю то время. Сейчас смотрю новый проект и испытываю ностальгию, мне интересно наблюдать за конкурсантами, за их борьбой. Со мной не было такого: я бы не назвал свое участие чем-то похожим на конкурсную гонку. Я чувствовал, что меня ведет какая-то десница, может быть, божья рука, но водимая Григорием Лепсом. Благодаря моему наставнику я дошел до финала.

– На слепых прослушиваниях, когда Григорий Лепс выбрал вас, он сам был удивлен и даже растерян, не понимая, как в формате проекта можно построить работу со священнослужителем. А позднее назвал вас одним из чудес «Голоса». Как строились ваши отношения?

– Григорий Лепс совершенно другой человек, когда с ним общаешься без камеры. Он мыслящий, философствующий, душевный. Ко мне относился с предельным уважением, понимал духовное состояние священнослужителя, что-то менял, если по тесситуре не подходит. И репертуар выбирал так, чтобы произведения были сообразны моему образу, моим взглядам.

– Песни для исполнения выбирал исключительно наставник?

– В основном их предлагал Григорий Лепс и его помощники. И я нисколько не жалею – это очень интересные и глубокие произведения: классические, эстрадные, замечательные песни из репертуара самого наставника. Он также прислушивался и к моим предложением. Например, была взята песня «Per te», с которой я впервые начал себя записывать, посвятив ее дорогому мне человеку.

– В профессиональном плане вы многому научились у наставника?

– Влияние он на меня оказал немалое. Сравнивая сейчас свое исполнение до проекта и после, очень заметно, что это совершенно разные исполнительские техники.

– Как вы относитесь к своей концертной деятельности, которая вошла в вашу жизнь? К вам приходит избранная публика. Получаете ли вы подпитку от своих слушателей?

– Нужно всегда помнить, что артист без зрителя – никто. Не мы нужны зрителям, а они нам, мы для них поем. Я не подразумеваю сбор средств или что-то подобное. Здесь настоящий творческий момент: я пою вживую и именно то, что хочет зритель. Мне важны отзывы моих слушателей, и я получаю их после каждого концерта. Я вижу, что все это не зря и людям нужно, поэтому с удовольствием продолжаю петь дальше.

– Много ли у вас своих произведений, которые вы включаете в концертный репертуар?

– Сегодня прозвучала песня «Сколь краток век наш», есть другие авторские наработки, но по стилистике они не подходят для такого концерта – это духовные песни и их музыкальная обработка. Я очень выборочно и критично отношусь к поэзии, ищу вдумчивые, философские тексты.

– Отец Фотий, ваше имя в переводе с греческого означает «свет, светоносный». Видите ли вы в своей деятельности некую миссию, возможно, просветительскую, ведь музыка, которую предлагаете вы слушателю,  может помочь прийти к пониманию важных истин, которые необходимы в жизни?

– Я очень надеюсь, что мое творчество может нести просветительскую функцию, хотя не ставлю это целью для себя. Миссионерский эффект получается сам собой: достаточно просто выйти на сцену и искренне, от всего сердца спеть. При этом нет необходимости что-то пропагандировать. Люди видят в моем стремлении желание донести до них некую музыкальную красоту, и этим поднимается нравственный уровень. А нравственность с духовностью соприкасается очень тесно: без нравственности нет духовности, а нравственность может существовать без духовности, но это база.

Музыка, театр, искусство, литература одухотворяют человека в светском понимании. В советские времена, когда  господствовал атеизм, многие люди читали Достоевского и через это приобщались к духовности. Порой даже не понимая этого, они чувствовали христианские истины, о которых автор не говорит открыто, но показывает на примере своих персонажей, какой должна быть христианская жизнь. Многие через Достоевского пришли к вере. Также и в любом виде искусства – если ты наблюдаешь что-то красивое, от этого структурируются мысли, меняется восприятие. Порой достаточно посмотреть на звездное небо, чтобы начать думать о чем-то высоком и вечном. Такое же действие оказывает музыка – это необычное искусство, оно в каком-то смысле абстрактно: понять мелодию композитора намного сложнее, чем мазок художника.

Евгения ШТАЙН

Фото с сайта https://lenta.ru