Театральный взгляд Печать
20.10.2022 00:00

В ДК «Мир» ОИЯИ открылась любопытная выставка выпускниц факультета сценографии ГИТИСа (Российский институт театрального искусства), где представлены эскизы и костюмы к спектаклям, выполненные в разных техниках и манере. На открытии выставки экспозиция стала творческим пространством, в котором художники на глазах у зрителей создали один из костюмов, а гости стали соавторами арт-объекта, попробовав себя в роли художника по костюмам.

Театральный костюм - это составная часть сценического образа актера, внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера, также он является средством художественного воздействия на зрителя.

 

Театральный костюм не ограничивается одеждой, это сложный комплекс деталей - грим, причёска, обувь, аксессуары, который художник должен создать гармоничным, уместным и удобным для актёра. Профессиональные художники по костюму Екатерина Гордеева, Полина Ханевская, Любовь Яковенко и Лидия Лацис рассказали нам об уникальности своей профессии.

- Вы все - выпускницы

ГИТИСа. На ваш взгляд, что главное сформировалось в вашей личности благодаря учебе в институте?

Катя Гордеева: Умение работать в команде и находить крутое окружение. Самое главное, что подарил мне ГИТИС, - это мои творческие друзья. Мы наблюдаем за творческим путём друг друга, помогаем советами, вместе участвуем в разных выставках, ходим на интересные мероприятия.

Полина Ханевская: Благодаря учебному процессу во мне сформировалось умение чётко отстаивать свою точку зрения, точно формулировать свое видение произведения и персонажей и презентовать свою идею как мастеру, так и впоследствии режиссёрам.

Любовь Яковенко: Учеба в ГИТИСе помогла мне осознать правильность выбранного пути.

Лидия Лацис: Находчивость. Когда в короткий срок в условиях ограниченных ресурсов ты можешь создать нечто прекрасное.

- Художник по костюмам кропотливо работает над созданием образа героя, проживая «маленькую жизнь» вместе с персонажем. Расскажите, пожалуйста, про процесс творчества, из чего он состоит?

Катя Гордеева: Процесс включает в себя понимание всех версий, в первую очередь режиссёрской. Надо осознать и продумать все идеи, чтобы понимать, как костюм будет дополнять игру актеров и помогать им раскрыть характер персонажей на сцене.

Полина Ханевская: Процесс начинается прежде всего с работы над текстом, с разбора сценария совместно с режиссёром. Важно учесть описание внешности и характера героев. Также нужно отслеживать развитие сюжета, влияющее на изменение персонажей внутри и снаружи.

Любовь Яковенко: Процесс начинается со встречи с режиссером, обсуждения главной идеи спектакля и, конечно, читки пьесы. Само создание эскизов - это ритуал, синтезирующий впечатление от прочитанного, знания заявленной эпохи и, конечно, истории самого произведения. Прежде чем приступать к рисунку, очень важно насытиться знаниями и визуальными впечатлениями.

Лидия Лацис: Процесс творчества включает в себя процесс осмысления идей, заложенных автором произведения в своего героя. Почему писатель создал его именно таким? Каким он сам себе его представлял? Какие характерные черты выделяют героя среди всех других? Ответив на эти вопросы, мы приблизимся к пониманию того, как герой может выглядеть на сцене.

- Созданный художником по костюмам образ должен соответствовать видению  режиссёра, и при этом костюм должен быть аутентичен для характера персонажа. Всегда ли задача понятна изначально или за воплощением чаще всего стоит долгий труд, может быть, неопределенность или сомнения?

Полина Ханевская: Начиная работу над спектаклем, в первую очередь я интересуюсь, какими персонажей видит режиссёр, далее с художником-сценографом мы обговариваем общее визуальное решение спектакля, его стиль и концепцию. Это очень важно, ведь костюмы должны гармонично сочетаться с декорациями. Работая над костюмами, я опираюсь на свои ощущения и чувства. Сначала в голове появляется очень размытый и недосягаемый образ, я не сразу могу его уловить, не понимаю точно, что хочу получить в результате, могу долго метаться, ходить вокруг да около, как бы прощупывая и проживая предложенную историю, и когда появляется более чёткое понимание, приступаю к проработке. Вдохновившись интересными фактурами, придумываю костюмы, которые максимально точно дополнили бы образ и, конечно же, помогли передать характер героев.

Любовь Яковенко: В работе с режиссером всегда нужно быть невероятно чутким, где-то пойти на уступки, а где-то, наоборот, настоять на своем. Иногда приходится угадывать пожелания, а иногда вы чувствуете друг друга на подсознательном уровне. Все очень индивидуально.

- Примечательно, что для вашей профессии важно постоянно находиться в «гуще событий» - посещать театры, музеи и концерты. А время для саморазвития удается находить? Повышать квалификацию, читать…

Катя Гордеева: Мозг и душа сами постоянно просят что-то сделать - я получила два дополнительных образования, пробовала разные сферы деятельности, часто хожу на концерты классической музыки, смотрю различные театральные постановки. Это само интегрируется в жизнь, становится необходимой её частью.

Лидия Лацис: Находить время для саморазвития - просто необходимость. Если художник не повышает квалификацию, не пробует новые техники и форматы, он не просто стоит на месте, он остаётся позади культурной жизни. Среди потока дел надо непременно находить время на различные обучения, соглашаться на новые проекты, читать и быть в курсе событий в мире искусства.

- Что для вас может послужить источником вдохновения?

Катя Гордеева: Я считаю, что вдохновением для художника может стать всё - прогулка, случайно увиденная фактура стены, красивый кадр в фильме, кружево тени на потолке, красиво поданное блюдо в кафе, фактурный персонаж, идущий навстречу. Важно не просто сделать красиво, а заложить идею, показать характер персонажа, вытащить вдохновение из любой ситуации.

Полина Ханевская: Интересные люди, музыка, искусство во всех его проявлениях, ну и куда же без внутренних душевных порывов и переживаний. Состояние влюбленности, например, очень сильно вдохновляет на творчество.

Любовь Яковенко: Я слежу за работами известных дизайнеров и художников, встречающиеся повсеместно фактуры и трогательный быт простого человека

Лидия Лацис: Музыка, атмосфера красивого места, работы других художников, а чаще просто случайная мысль, нашедшая своё выражение в визуальном образе.

- Создатель сценических костюмов должен уметь рисовать, владеть швейным делом и различать стили в одежде, разбираться в процессе создания костюмов, интересоваться современной модой, знать свойства тканей, обладать усидчивостью. Продолжите этот список?

Любовь Яковенко: Прежде всего художник по костюму должен быть коммуникативным, умеющим договариваться, убеждать и отстаивать себя и свою идею. Быть готовым к форс-мажорам и работе без выходных, ведь если правда любишь свое дело - они не нужны.

Лидия Лацис: Он также должен уметь работать с людьми, уметь понимать режиссёра и команду. Назубок знать историю, прекрасно ориентироваться в различных направлениях и периодах. Должен быть любознательным, находчивым и открытым ко всему новому, ведь порой именно неординарный подход помогает людям выделить твои работы из сотен других.

- В ДК «Мир» открывается ваша вставка. Презентуйте ее, пожалуйста. Что увидят на ней дубненцы и гости нашего наукограда?

- Гости нашей выставки увидят эскизы и костюмы ко множеству различных пьес. И не просто иллюстрации, а осмысленные произведения, наше видение того, как выглядят те или иные персонажи. Оформление зала окунёт вас в атмосферу театра, и (кто знает?), быть может, вдохновит лично вас на создание своего костюма! Выставка продлится до 13 ноября. Добро пожаловать в Дом культуры «Мир» ОИЯИ.

Элеонора ЯМАЛЕЕВА, член Союза театральных деятелей РФ

Фото Игоря ЛАПЕНКО