Фантазии на кукольные темы Печать
20.01.2011 09:07

Производство знаменитой загорской матрешки вновь возобновили в Сергиевом Посаде.

 

 

МАТРЕШКА – один из самых известных сувениров из России. По происхождению она – японка. А первая русская матрешка была выточена по образцу куклы, состоящей из складывающихся друг в друга фигурок  японского мудреца Фукурумы.

От начала до начала

Эта матрешка – «Девочка с петухом», – расписанная известным художником Сергеем Малютиным, в 1900 году получила признание на Всемирной выставке в Париже. Фактически с того времени она и стала распространяться по всему миру именно как русский сувенир.

История матрешки тесно связана с подмосковным Сергиевом Посадом.  В 1891 году Московское губернское земство открыло здесь учебную игрушечную мастерскую. В 1913 году мастерские передали весь ассортимент, в том числе и производство матрешек,  кустарно-промышленной артели игрушечников. А после революции в 1929 году на базе артелей была создана единая «Сергиевская кустарная промышленная артель», которая в 1930 году после переименования города в Загорск и получила название «Загорской». В 1960 году артель стала государственным предприятием «Загорская фабрика игрушек №1».

В 1990 году она была отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и переименована в фабрику «Художественные изделия и игрушки». Долгие годы предприятие (с 1998 года ЗАО  «Художественные изделия и игрушки») возглавлял Георгий Аргун, при котором оно активно развивалось и достигло своего расцвета. Фабрика занимала большую территорию, состояла из целого ряда цехов. В день выпускалось по 1500 матрешек (5, 8, 10-местных), не считая кукол, деревянных шкатулок и многого другого.

Экономические потрясения 90-х годов свели производство матрешки практически на нет. Да и в целом для ЗАО «Художественные изделия и игрушки» наступили не лучшие времена. Но команда специалистов во главе с генеральным директором Александром Словесновым, который возглавил предприятие после того, как не стало Георгия Аргуна, сделала многое для того, чтобы сохранить добрые традиции и  опыт, наработанные при прежнем руководителе, и возродить к жизни знаменитую сергиевопосадскую (загорскую) матрешку. В июне 2009 года эта игрушка-сувенир вновь вернулась в ассортимент предприятия.

Ловкость рук и мастерство

Сегодня ЗАО «Художественные изделия и игрушки» – официальный производитель традиционной сергиевопосадской (загорской) матрешки и кукол в этно-графических костюмах разных губерний и уездов России. Конечно, такого размаха, как в советские годы, уже нет. Значительно сократились производственные площади,  число работающих, ассортимент изделий.

Огромные усилия были приложены к тому, чтобы не дать погибнуть образу матрешки, возродить ее, потому что она и сейчас, как и много лет назад, востребована. На сегодняшний день фабрика выпускает 38 видов матрешек. Все они соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к традиционной, прославившейся на весь мир, загорской матрешке.

От  своих «подружек», скажем, семеновской матрешки, она отличается тем, что   расписывается в три-четыре цвета, с обязательной черной обводкой тонкими линиями лица и контуров одежды, в платке и прикрытом передником сарафане. Деревянные заготовки для матрешек, так называемое «белье», раньше делали на предприятии, но сейчас заказывают у частных мастеров в Нижегородской области.

Для росписи матрешек требуются высокая точность и мастерство владения кистью. Работающая в цехе по росписи матрешек мастер Галина Карпова поясняет:

– Матрешка лишь на первый взгляд кажется простой, но далеко не все, даже  с высшим художественным образованием, могут ее расписывать. Нужна твердая рука, умение накладывать ровный цвет.  Этого можно добиться, только приобретя определенный опыт.

Высокое качество сергиевопосадской матрешки отмечают любители этой сувенирной куклы не только в России, но и далеко за ее пределами. Недаром в магазине «Русская матрешка», принадлежащем ЗАО «Художественные изделия и игрушки», симпатичные деревянные «девушки» не застаиваются на полках. Как говорит продавец Анастасия Акимова, их с удовольствием приобретают и российские, и иностранные покупатели.

Еще один вид продукции, которую на предприятии только начали производить, – это куклы-неваляшки. Их роспись выполнена в традиционном сергиевопосадском стиле, внешне они схожи с матрешкой, но совмещают в себе погремушку с приятным мелодичным звуком. Предполагается производить около 14 видов неваляшек. Большой популярностью пользуются и куклы в этно-графических костюмах. Причем нравятся они как детям, так и взрослым.

Кукла Таня, кукла Настя…

На складе предприятия готовятся к отправке в магазины куклы в костюмах Архангельской, Рязанской,  Смоленской, Тульской, Курской, Московской  и еще десятка других российских губерний. Одни представляют юных барышень, другие – замужних дам. Через руки заведующей складом Ирины Марайхиной, потомственной «игрушечницы», которая трудится на фабрике уже 35 лет (здесь же работала ее мама, а отец занимался изготовлением игрушек на другом предприятии города), прошли сотни кукол. Начальник цеха по производству кукол Лариса Вильченко и Ирина Марайхина прямо-таки с материнской нежностью рассказывают о куклах, которые изготавливает предприятие. «Они все у нас любимые», – утверждают в один голос.

Оформитель кукол Любовь Трусова уже 10 лет одевает кукол в красивые этнографические костюмы. Делает это ловко и непринужденно. А ведь требуется немалое умение, чтобы быстро и правильно нарядить куклу в костюм, состоящий из многочисленных деталей. Кстати, кукол ЗАО «Художественные изделия и игрушки» делает по той же технологии, какая была принята на предприятии в послевоенные годы. Кстати, кукольные лица – плод творческого труда  лучших советских скульпторов.

Сложнейшие костюмы для кукол шьет швея-мотористка Татьяна Грачева. Уже 33 года она выполняет эту тончайшую работу, кропотливо пришивая кружева, тесемки, обметывая петли, закрепляя бисер на кокошниках. Десятки операций. Некоторые детали требуют такого высокого мастерства и профессионализма, какими обладает далеко не всякая швея, производящая одежду для людей. В день удается изготовить примерно 20 комплектов кукольной одежды. Стоит отметить, что костюмы, хоть это и сувенирная кукла, закрепляют так, чтобы их легко можно было снять, рассмотреть.

Коллекция кукол в этнографических костюмах практически полностью представлена именно работами главного художника  ЗАО  «Художественные изделия и игрушки», члена Союза художников России Анны Дмитриевой. Это десятки моделей, многие из которых внедрены в производство. Недавно, благодаря ее стараниям, стала выпускаться кукла Аленушка в костюме Московской губернии (уезд Верея), которая пользуется большим спросом.

Главный художник

Анна Григорьевна, как и практически вся семья Дмитриевых, многое делает для возрождения русских народных промыслов. В их квартире, кажется, даже воздух какой-то особенный, творческий. Недаром здесь круглый год цветут и плодоносят лимонные и кофейные деревца, и даже кактус, который обычно не балует  цветками, и тот, словно показывая, что он тоже способен на что-то большее, выдает целые цветочные гирлянды.

 

Анна Григорьевна пришла на фабрику «Художественные изделия и игрушки» 35 лет назад юной выпускницей Сергиево-Посадского художественно-промышленного техникума игрушки. В 90-е годы Анна Григорьевна стала наиболее активно  работать над куклами в этнографических костюмах.

Она тщательно изучала русский народный костюм. Огромным подспорьем послужила, по ее признанию, коллекция народного костюма в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. В результате кропотливого труда на свет появились куклы в костюмах разных губерний. Создание каждого костюма, каждого образа – это большая исследовательская работа.

Как рассказывает сама художница, необходимо выбрать наиболее характерные черты наряда, сохранить и передать стиль и цветовую гамму, не перегружая его мелкой деталировкой. Анна Дмитриева точно следует прообразу народного костюма не только в цвете, фактуре или качестве тканей, но следит, чтобы рисунок тканей или тесьмы был подобен тем, что применялись в прошлом при изготовлении народных костюмов.

Свои идеи Анна Дмитриева часто черпает из многочисленных поездок по России. Блокнот, карандаш – всегда при ней. Практически все ее куклы чем-то напоминают друзей, знакомых. Отсюда во многом возникают и их имена: Таня, Настя, Полина. Для художницы это вполне реальные персонажи. «У меня в запасе еще много  имен», –  говорит Анна Григорьевна. Кстати, помимо кукол-девочек есть и куклы-мальчики. Например, кукла Федор – настоящий щеголь, в русском народном костюме: жилетка, косоворотка, картуз с цветком.

Член Союза художников России Анна Дмитриева изучает искусство изготовления и промысловой тряпичной куклы. Выполненные ее руками куколки сделаны с применением той же технологии, что применялась и сто лет назад.  Например, «Парочка» – две куклы, изображающие паренька и девушку, или кукла «Дочка» – посадская девочка в теплом шушуне. У главного художника предприятия – огромное количество планов, задумок. Сейчас она работает над крестьянским костюмом Ярославской губернии, Нижегородской губернии Арзамасского уезда, свадебным вологодским костюмом, тверским женским костюмом.

И красавиц кукол, и знаменитых матрешек Анна Дмитриева часто представляет на различных выставках. В этом очень помогает, как подчеркивает главный художник фабрики,  Министерство культуры Московской области. Во многом  благодаря выставкам целый ряд работ Анны Дмитриевой разъехался по России и за рубеж, попал в музеи. Несмотря на то, что коллекция народных костюмов создана для кукол, она несет полную информацию о быте, традициях нашего народа и помогает сохранить его культурное наследие.

Семья

Супруг Анны Дмитриевой  Юрий Викторович – тоже творческая натура. Они вместе уже 30 лет, познакомились на фабрике. Будущий муж в 1974 году после окончания Абрамовского художественно-промышленного училища пришел на фабрику «Художественные изделия и игрушки» художником по дереву, потом был главным художником предприятия. В 90-е годы, когда на фабрике возникли финансовые трудности, а надо было содержать семью, ушел на вольные хлеба. С тех пор и работает самостоятельно.

Его потрясающих форм шкатулки с великолепной резьбой, росписью, применением техники выжигания по дереву сегодня можно встретить во многих уголках нашей планеты. На ряде изделий он запечатлел образы Сергиева Посада, старинной Москвы. Гости, приходящие к Дмитриевым, восхищаются изготовленной им деревянной рамой для зеркала,  специальным стулом для фортепианных занятий.

Он мастерски умеет изготавливать основу – «белье» – для матрешек, а таких умельцев сегодня остались в России единицы. Практически без чертежей, пользуясь немногочисленными описаниями, консультациями крупнейшего исследователя народной куклы и игрушки в нашей стране Галины  Дайн, Юрий Дмитриев восстановил основу для знаменитой традиционной промысловой куклы, которую в дореволюционной России изготавливали на продажу в семейных артелях.

Не отдохнула природа и на младшем поколении Дмитриевых. Обе дочери – Мария и Елена – прекрасные художницы. Младшая Елена, правда, не захотела получать специальное художественное образование. Работала в туристическом бизнесе, сейчас трудится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, занимается тканями. Но с удовольствием расписывает матрешек. Они отличаются особым прочтением народного орнамента, цвета, и обязательно привлекают внимание посетителей любой выставки, где бывают представлены.

Старшая Мария окончила Сергиево-Посадский художественный колледж, а затем Московскую текстильную  академию. Она – член Союза художников России, член Международного художественного фонда. Как рассказывает сама Маша, ее игры в детстве в куклы постепенно стали профессией, которая и заработок дает, и позволяет ездить по миру, знакомиться с интересными людьми.  Маша, как и сестра, работает в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, в отделе народного искусства. Всем, кто приходит в музей, она предлагает поиграть специально подготовленными для этого  куклами, представляющими разные регионы, разную технику изготовления. Даже взрослые солидные мужчины расслабляются  и на время становятся детьми.

Мария любит делать и тряпичных кукол, и кукол с тонкими талиями – они так и называются: «куклы-талии», в изысканных нарядах и головных уборах. А ее матрешки совершенно уникальны.

– Свои матрешки я не намечаю карандашом, а сразу начинаю расписывать красками. Все должно идти от сердца. И даже если лица получаются не симметричными, они от этого только приобретают больше живости.

Интересно, что нередко самая первая большая матрешка у Марии – мужчина, хотя традиционно это особа женского пола. Художница объясняет этот факт тем, что мужчина – глава семьи, а матрешки чаще всего изображают именно семью. Каждый в этой семье, которую расписывает Мария, имеет портретное сходство. К примеру, даже кот, нарисованный на одной из матрешек, – вполне реальный персонаж по кличке Вьетнам.

Художница уверена, что многое из того, что появляется в виде изображений, сбывается.  Вот, например, в Японии, где она давала несколько мастер-классов, на них приходила семья, которая ждала ребенка. Каждому из супругов Мария дала по матрешке, чтобы они могли ее расписать. А самую маленькую  матрешку японцы попросили, чтобы им нарисовала преподаватель. Когда Мария уже вернулась в Россию, то получила сообщение из Японии, что у супругов родился мальчик, который очень похож на эту матрешку.

Мария часто представляет матрешек и кукол в других странах. Помимо Японии, недавно побывала в Доминиканской Республике. Люди разных национальностей и воспитания с удовольствием приобретают русских матрешек. Здесь не требуется знаний языка, чтобы понять культуру другой страны, другого народа. «То, что сделано от сердца, с любовью, везде вызывает радость», – говорит Мария.

Послесловие

В ассортиментном кабинете фабрики «Художественные изделия и игрушки» хранятся изделия, которые здесь выпускались раньше. Среди них, к примеру, есть 50-местная матрешка, у которой  своя давняя история. Когда-то на одной из выставок в Канаде за нее предлагали новый «мерседес», но матрешка оказалась патриоткой и вернулась на родную фабрику.

Несмотря на многочисленные проблемы, в том числе и финансовые, предприятие с оптимизмом смотрит в будущее. Здесь верят, что народные промыслы по-прежнему будут составлять гордость России.

Елена БЫКОВА

Фото Сергея БЕЛЯНИНА

 

Читайте ещё:

Художник, украшающий город

Фантазии в стиле техно-арт

Борис, ты прав!

Мир славянской игрушки

История елочной игрушки

Вместо красок – мулине

Город, где болеют за водные лыжи,как за футбол

Будет нам «Макдональдс», будет нам и мост

Ракеты – это круто!

Почувствовать настоящую науку

Как САХАРОВ послал в космос ГАГАРИНА

Повелитель меченых нейтронов. История Михаила Сапожникова

Борьба с коррупцией = борьба с ветряными мельницами?

Дубна – центр российской Европы

На озере «забилось» сердце

Честная музыка и не только...

Хроника Чемпионата мира

Домик из молочных пакетов

Кодо «железных сердец»

Между ракеткой и информатикой

Путешествие в Древнюю Русь

Предельная винтокрылость

Фантазии в стиле техно-арт

Европейский стиль Дубны