Болгарская весна в Дубне |
24.03.2016 09:32 |
«Бели и червени, весели, засмени» – с такими словами болгары, живущие в Дубне, дарят друг другу, своим друзьям и знакомым других национальностей маленькие красно-белые мартеницы. Вы увидите их только в марте – на лацкане куртки, браслетом на руке, украшением на шее. Их делают из сплетенных белых и красных нитей с двумя украшенными кисточками. Это мартеницы, болгарский символ весны. Мастер-класс по их изготовлению в Центре национальных культур для дубненских ребятишек проводит сотрудница Объединенного института ядерных исследований Надя Бънзарова. Среди них всего несколько болгар, остальные – армяне, русские, татары, украинцы, казахи – пришли с родителями, чтобы познакомиться с обычаем другой страны. «Более тысячи лет люди дарят мартеницы друг другу, представьте, как это важно для нас», – подчеркивает Надя. Она привезла эту традицию из родной Болгарии. Восемь лет живет в наукограде. Каждый год дарит дубненским друзьям и знакомым мартеницы. Получает их в посылках с родины и делает сама – от простеньких браслетов до изящных подвесок. «Обязательно должны быть красные и белые нитки, – поясняет Надя. – Они символизируют здоровье – белая кожа и румянец». После мастер-класса по улицам наукограда рассыпался многонациональный десант. Маленькие дубненцы – болгары, татары, русские, армяне – раздавали прохожим мартеницы. Это обычай прощания с морозной зимой и мрачными мыслями, шаг к теплому лету, к светлым дням. Их нельзя просто подарить, нужно особым образом пожелать здоровья и хорошего настроения. Сказать: «Бели и червени, весели, засмени», что в переводе на русский означает «Белые и красные, веселые, смеющиеся». Около тридцати специалистов из Болгарии работают в Объединенном институте ядерных исследований и с семьями живут в Дубне. Таким образом, наукоград стал одним из немногих городов, где болгарский обычай распространился на другие народы. «Такие мартеницы дарят иконе Богоматери в Болгарии, – рассказывает клирик храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино отец Олег Мартынов-Скавронский. – Их вешают прямо под иконой и уже не связывают с языческими обрядами». Корни у болгарского обычая языческие, но современное общество переосмыслило древний обряд. Для него нашлось место и в православной России как для доброго пожелания от братского народа. Ольга ГРИГОРЬЕВА |