СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Дань памяти Печать
08.08.2013 08:47

Дубненские поисковики определили место падения дальнего бомбардировщика ЕР-2, который в октябре 1941 года был сбит немецким истребителем над Иваньковским водохранилищем и затонул неподалеку от острова Липня. 

«Это были засекреченные самолеты, их делали перед войной. Это был самый большой двухмоторный самолет, дальность его полета была самая большая. Он мог летать с полной нагрузкой 5,5 – 6 тысяч километров. 74 бомбардировщика, которые сделали перед войной, были переданы в 421 и 422 авиационные полки 81-й дивизии особого назначения. Такая дивизия была создана в начале войны из летчиков гражданской авиации, полярников, в основном из тех, кто мог летать ночью без ориентиров, – рассказал поисковик Михаил Иванков. – Когда немцы заняли Калинин, нужно было разбомбить мосты через Волгу: железнодорожный и автомобильный. И командование приняло решение все бросить на выполнение этих задач. Летчики летали днем без прикрытия бомбить мосты, их всех и посбивали.

Экипаж Боленко (чей самолет и был сбит над Иваньковским водохранилищем) вылетел в три часа дня. Мост они не разбомбили, а когда улетали обратно, их преследовали мессершмиты. Загорелся правый мотор, и летчики развернулись на море, к берегу причалили. Они рассчитывали, что здесь мелко, а оказалось русло, и самолет встал на дыбы: нос торчал, а крылья и хвост под водой. Командир Боленко и штурман Ивченко успели покинуть машину».

Из самолета тогда не смогли выбраться двое из четырех членов экипажа: воздушный стрелок Александр Большаков и радист Владимир Савельев. Почтить память героев в Дубну из города Коврова Владимирской области приехала делегация, в составе которой были два младших брата погибшего стрелка Большакова. Когда его не стало, Анатолий и Павел были еще детьми.

«При переходе линии фронта на них мессершмиты напали. Наши одного сбили, а что случилось дальше не понятно, – пояснил Анатолий Большаков, – то ли их ранили, то ли ослаб огонь – боеприпасы кончились. Командир полка потом сказал, что они сгорели в воздухе. Оказалось, что это не так».

Долгие годы родственники утонувших летчиков практически ничего не знали о судьбе погибших. Подробности удалось выяснить благодаря работе дубненских поисковиков-энтузиастов. Они не только определили место падения самолета, но и выяснили, при каких обстоятельствах боевая машина потерпела крушение.

«Нам сообщили наши дубенские ребята, что Виктор  Кузин знает, где упал самолет, – продолжает поисковик Михаил Иванков. – Разыскали Кузина, расспросили всех родственников и нашли еще одного известного в нашем городе человека – Валентина Бычкова 27-го года рождения. Он лично забирался в этот самолет и видел тела двух замерзших летчиков».

По воспоминаниям очевидцев того события было найдено место захоронения стрелка и радиста. Его поисковикам показала жительница Дубны Юлия Бурданова, которая в детстве жила на острове Липня. Она была свидетелем похорон младших сержантов Савельева и Большакова. Видела и выживших членов экипажа.

«Видела, как самолет горел, – вспоминает Юлия Бурданова. –Самолета самого не рассмотрела, но видела дым. Мать издалека наблюдала, как летчики вылезли, встали на кабину. Самолет встал вертикально. Они махали – просили о помощи, но не дождались и отправились вплавь. Пришли потом к нам в дом».

На берегу острова Липня благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков отслужил панихиду в память о погибших советских летчиках. С того места, где они были захоронены, немного земли к себе на родину забрали братья погибшего стрелка Анатолий и Павел Большаковы. Часть грунта в специальной капсуле они передадут в местный краеведческий музей, чтобы навсегда сохранить в памяти горожан имя своего родственника-героя.

Глеб СОБОЛЕВ

 

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.