Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Трое в лодке, не считая Арчи Печать
02.10.2014 07:12

Арчибальд – это такса, в команде дубненских яхтсменов Геннадия и Вероники Сизовых она отнюдь не постороннее лицо: все морские (Иваньковское водохранилище ведь зовется Московским морем) и речные переходы совершает вместе с ними. А лодка – это белоснежный крейсерский швертбот «Герда» (сказка «Снежная королева» – самая любимая у помощника капитана судна, его жены и друга Вероники). Третий член команды – юнга и фотокор газеты «Встреча» Юрий Тараканов.

Команда в десятых числах сентября отправилась из Дубны в Конаково на трехдневную  парусную регату. Кстати, зародившаяся двенадцать лет назад некогда знаменитая Верхневолжская регата, которая проходила в акватории Московского моря, в Конаково Ривер Клаб, входила в пятерку крупнейших регат страны и собирала более 100 лодок. В этом году, после досадного четырехлетнего перерыва, федерация парусного спорта Тверской области регату решила возродить.

Мы попросили поделиться своими впечатлениями о гонке юнгу и капитана швертбота «Герда». 

В трехдневных соревнованиях, с 11 по 14 сентября, участвовали около 20 лодок разного класса, в основном яхтсмены из Дубны, Конакова, Твери. Из нашего города, как уточнил Геннадий Сизов, было четыре крейсерских швертбота (у лодки не киль, а шверт, который поднимается): «Александра» (капитан Сергей Какурин), 329-я (капитан Андрей Пасев), «Танго» (Алексей Ильичев), «Герда» (капитан Геннадий Сизов) и две килевые яхты-четвертьтонники, они маленькие шесть с половиной  метров  – «Джокер» и «Пони».

– Если бы не столь скоропалительно собирались (все-таки за две недели только узнали о гонке), яхт наверняка было бы больше. В основном гоняются яхты класса «эмка» и J70, а здесь нас позвали – крейсера, которые могут уходить в гонку на сутки, – комментирует капитан «Герды».

Четыре класса яхт выступали на регате: быстроходные J70 (они легкие, с килем, просто летают, пока швертботы делают круг, они успевают сделать два), крейсерские швертботы, яхты-четвертьтонники и два катамарана из Твери.

– Катамараны, по сравнению с остальным флотом, участвовавшим в гонках, такие большие, когда они нашу яхту на попутном ветре догоняли, как-то даже хотелось съежиться, потому что они неповоротливые, и от них надо уворачиваться...

Но ходить под парусом – это так красиво, так здорово! Мне, например, совсем не нравится, когда большие катера называют яхтами. В моем представлении яхта – это парус, свобода, ветер в вантах свистит, – добавляет Юрий Тараканов.

Главное условие – ветер

В свое время, помнится, руководитель дубненского парусного клуба «Академик», капитан крейсерского швертбота «329» Андрей Пасев, рассказывая об особенностях парусных гонок, отметил зависимость от погоды. «Можно готовиться, готовиться к соревнованиям, приехать, а там дует! У нас, – сказал он, – понятие дождь не существует. Главное для паруса – ветер. Он или не дует (штиль), или, если дует  свыше 20 метров в секунду, старт соревнований отменяют, а если он дунул после старта, никто гонку не отменит».

Наши яхтсмены в первый день соревнований попали в ситуацию, когда не дует – на воде был практически полный штиль. Ветер едва добирал до 2 метров в секунду. При таких условиях стартовать было весьма сложно.

– Важно, – делится наш фотокор, – подойти к старту, чтобы и скорость была, но в то же время не сделать фальстарт. Каждая лодка старалась занять лучшую позицию, обязательно чтобы паруса были по правому борту, гик (жесткий элемент, растягивающий парус в горизонтальном направлении)  – с левой стороны, а ветер дул справа. Тогда тому, кто идет левым галсом, тебе навстречу, кричим: правый галс, и он должен уступить. Это своеобразные ПДД на воде.

Еще очень важно: на судовом ходу мы должны уступать всем судам. На гонке тверская яхта «Наяда»  едва успела уйти с курса баржи, у которой, кстати, тормозной путь 5 километров. То есть, я понял, когда гоняешься, надо все нюансы учитывать и головой крутить на все 180о, – заключил Юрий Тараканов.

– Стартуют все лодки одновременно? – поинтересовались мы у капитана.

– Сначала стартовали самые быстрые яхты, через пять минут все остальные.  Маршрут следующий: от линии старта лодка идет обязательно на знак, который стоит против ветра, от него уже с попутным ветром идем на другой знак и против ветра возвращаемся  туда же, где стартовали.

Кстати, на каждом знаке был судья, в функции которого входила проверка, насколько правильно яхты расходятся: обычно на знаке одновременно собирается много лодок, и здесь вступают в силу правила очередности прохода.

– Какое расстояние от старта до финиша и за какое время преодолела «Герда»?

– Дистанцию регаты, если бы был ветер, можно и за час пройти, а мы шли 2,5 (туда и обратно по прямой километров семь, но расстояние получается больше, потому что против ветра, яхта идет в лавировку, а с попутным-то идти веселее).

– В третий день соревнований погода испортилась: похолодало, пошел дождь, но зато появился ветер...

– Ветер был рваный, порывистый, дул то с одной стороны, то с другой, очень сильный – до 12 м/сек., все время надо было смотреть за парусом. Из-за этого нам пришлось спереди поменять парус с большого на маленький. Конечно, пришлось и откренивание делать, висеть за бортом.

Морская собака

Симпатяга Арчибальд хоть и охотник по породе – такса, но давно уже стал настоящим морским  волком. Парусов он, конечно, с командой не ставит и за бортом не висит, откренивая яхту в нужное положение. Он во время гонок сидит в каюте и не лает, не пищит, стойко все выдерживает, в том числе и качку. Своим присутствием помогает достичь финиша в числе первых. На вопрос, не укачивает ли Арчи при порывистом ветре, Геннадий ответил: он хорошо сидит на диванчике, обложенный небольшими подушками.

Пес начинает слегка поскуливать только когда гонка заканчивается, он как будто это чувствует. Тогда, к большой радости собаки,  ее поднимают наверх, на палубу...

Особая порода людей

Нет сомнения, что люди, занимающиеся парусным спортом, особенные. «Это, я считаю, должны быть фанаты типа нашего капитана Гены Сизова. Он и его жена вдвоем подняли свою лодку с нуля. Привезли сначала просто корпус, собрали, оснастили. Яхта для них как ребенок. В лодку душа вложена, даже название «Герда» написано на борту красивой тонкой вязью, напоминающей морозный узор.

Особая порода людей, они и составляют костяк парусного спорта и между собой, между прочим, не конкурируют, а тесно общаются», – поделился своим мнением третий член экипажа «Герды», новоиспеченный яхтсмен Юрий.

– И, думаю, одна команда ласкает слух: «Отходим!»...

– Вообще, когда  два часа посидишь на солнце, а ветра никакого, понимаешь, что соревнования – это не легкая прогулка под парусами, – добавляет он.

– Действительно, когда штиль, что можно сделать для того, чтобы двигаться на парусной лодке? – этот вопрос уже капитану Сизову.

– Здесь может помочь только мастерство. Очень редко бывает, когда прибор, измеряющий скорость ветра, показывает ноль, а значит, надо ловить любое слабое дуновение...

– Когда капитан начал увлекаться парусным спортом?

– Ходить начал еще до армии, в 17 лет, на маленьком швертботе «Летучий голландец». Из армии пришел, познакомился с Алексеем Ильичевым, с ним ходили на «Голландце», потом пересели на «Танго», яхта больше, с каютой...

Потом был перерыв, я 15 лет работал в Латвии моряком на танкерах. Когда Союз распался, пришлось вернуться домой. Работаю сейчас капитаном-механиком на двух специализированных катерах: «Адмиралтеец» в ЦАГИ, а здесь «Стриж». То есть, получается, что с морем и не прощался.

– Ваше мнение как яхтсмена: каково сегодня состояние парусного спорта в России? Есть ли какое-то развитие? Я не говорю о тех, у кого есть деньги: они имеют возможность гоняться за границей.

– В настоящее время, считаю, развитие началось. На нижней Волге соревнования проводятся регулярно, у нас на верхней Волге масштаб, конечно, районный (просто очень дорого все это организовать), однако Верхневолжскую регату возродили, что радует. На Московском море сейчас появились три новых яхты: «Джокер», «Пони» и «Резвая», которые готовы соревноваться.

Дубненские яхтсмены на пьедестале

Итоги регаты подвели по результатам трех дней, учитывая время прохождения маршрута и штрафные баллы. У «Герды» штрафной балл  5,4 (за то, что не имели мерительного свидетельства), для сравнения: у «Святой  Елены» из Конакова – 2,5.

В этой гонке у дубненских яхтсменов замечательные результаты. Первое место среди крейсерских швертботов заняла яхта «Александра», второе – «329», третье – «Герда». В классе килевых яхт третье место заняла еще одна дубненская яхта «Джокер».

Команды, занявшие первое место, получили право на проживание в Ривер Клабе, кубок,  медаль и дипломы членам команды. За второе и третье места командам вручили медаль, дипломы и сувениры.

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Октября 2014 >
П В С Ч П С В
    1 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо