СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Паруса надежды Печать
05.05.2014 07:47

Кто хотя бы однажды испытал совершенно непередаваемое чувство, когда под тобой «струя светлей лазури», а над головой «луч солнца золотой», тот навсегда останется поклонником парусного спорта. Тем более дубненцам сама природа благоприятствует: город со всех сторон окружен водоемами, и не использовать возможность испробовать эти ощущения по меньшей мере непростительно.

И говорить мы будем вовсе не о взрослых яхтсменах, которые в состоянии позаботиться о себе и своих лодках. Поговорим о детях, вернее, о детской парусной секции, которая в течение длительного времени то приказывала долго жить, то возрождалась вновь. Но главное, что сейчас секция вопреки всем трудностям живет, и ее воспитанники на соревнованиях показывают хорошие результаты.

Об этом мы и беседуем с директором некоммерческого партнерства «Парусный клуб «Академик» и тренером юных дубненских яхтсменов на общественных началах Андреем Пасевым.

С чего все начиналось

Андрей Юрьевич парусным спортом увлекается давно, занимался им еще работая в НИИ «Альтаир», с 1978 года. В Дубне же детская парусная секция, уточняет он, существовала с момента рождения города.

– А как по-другому? Акватория огромная, тем более что в те времена собственных машин люди не имели, моторы только появлялись, велосипедов и тех по большому счету было мало. А лодки были, и парусный спорт здесь зарождался.

Конечно, парусные лодки стоили недешево, но детские секции на ДМЗ и в ОИЯИ (при ОМК профсоюза) были весьма многочисленные. Лодки покупали по профсоюзной линии и по линии ДОСААФ, и счет им в то время шел уже на сотни. Жили неплохо... Помнится, лодка «Юность» с левого берега, построенная в 65-м году, из Дубны ходила в Сочи, потом в Мурманск.

– Чтобы подобные походы совершать, парусник должен быть немаленьким, во всяком случае, с каютой...

– У нас, энтузиастов парусного спорта, кстати, есть еще свои лодки, с каютой, на которых можно далеко ходить. Весной как обычно собираемся с друзьями, думаем, куда сходить. И выяснилось, что если раньше на лодку по 3-4 экипажа набиралось, то сейчас и один полноценный набрать сложно, хотя раньше в очередь вставали.

– Полноценный экипаж это сколько?

– У меня получается экипаж в составе пяти человек, на лодку надо минимум 15. Допустим, соревнования проходят в Петрозаводске, один экипаж яхту туда перегоняет, второй приезжает, гоняется на ней, а третий гонит лодку обратно. Здесь и обучение, и поход, все-таки 900 километров по воде.

Возродить преемственность

Андрей связывает образовавшийся разрыв с периодом, когда детская парусная секция несколько лет не действовала.

– Мы постарели, никого не вырастили, не подготовили, преемственность нарушилась, – констатирует он. – Сейчас пытаемся наверстать и закрыть эту брешь. Понимаете, речь идет об экипаже, который, кроме знаний и умений, должен обладать еще одним немаловажным качеством: привычкой к труду.

Вот, как мы в свое время приходили в клуб: пока ты дорастешь до того, когда тебе руль доверят, ты не просто на зубок знаешь все эти правила и умеешь их применять, но ты еще из юнги в морского волка превращаешься, впитываешь, как губка, рассказы опытных и бывалых, заряжаешься этим необыкновенным духом.

– В настоящее время все постепенно возвращается? С какого времени началось возрождение секции?

– Мы решили вернуть преемственность, договорились с ОИЯИ в лице начальника управления социальной инфраструктуры Андрея Владимировича Тамонова и директора спортсооружений института Владимира Николаевича Ломакина, что они предоставляют нам детские парусные лодки – это единиц тридцать (они, конечно, старые, но рабочие), 20 метров незанятой части причала, охрану, электроэнергию. Ну, а мы на себя берем весь процесс организации, обучения детей и т.д.

Начали в 2007 году, и дело потихоньку пошло, дети пришли. Что удивительно, ведь занятия парусным спортом очень тяжелые, сопряжены с физическим трудом: лодку надо мыть, драить, все время надо что-то чинить...

Мир не без добрых людей

Парусный клуб «Академик» существует с 2007 года, с этого времени он официально состоит в Федерации парусного спорта Московской области. Членский взнос, кстати, составляет  20 000 рублей в год.

Вообще, делится руководитель клуба Андрей Пасев, парусная секция на произвол судьбы не брошена, помогают многие. Кроме ОИЯИ, который выделяет всю материальную часть для занятий, ежегодный взнос за членство клуба в областной федерации оплачивает индивидуальный предприниматель Михаил Кучкасков (торговая сеть «Апельсин»), бензин для заправки выделяет Владимир Козовков (заправка на ул. Ленинградской).

Левобережная пожарная часть №49 помогает секции помещением, где иногда проводятся  собрания, предоставляет машину, чтобы можно было отвезти детей на соревнования. Плюс Центр детского творчества «Дружба» выделяет бесплатно класс в школе № 7 под занятия теорией зимой.

Одна команда ласкает слух: «Отходим!»

В прошлом году дубненская детская парусная секция достигла уровня, когда может выезжать на соревнования.

– Поехали, – рассказывает Андрей, – хотя это достаточно непросто: мы же везем лодки, палатки, кухню, продукты, посуду – весь «колхоз» одним словом. Соревнования проходят минимум в течение недели. Забегая вперед, скажу, что в этом году мы собираемся в Геленджик, дорога только туда займет два дня, не меньше.

– Что за люди, которые занимаются парусным спортом? В чем их особенность? – уточнили мы.

– Нам надо только одну команду услышать: «Отходим!». И сразу попадаешь в другой мир. Все мелочное, ненужное остается за бортом. Помнится, в прошлом году взял с собой студентов, и мы всего-то сходили на Рыбинку. Представляете, они только по истечении десяти дней (практически перед окончанием похода) вспомнили про компьютер...

– Очень актуально для родителей, которые не могут оторвать свое чадо от чудо-машины. Но если говорить о скоростных характеристиках яхт, какова максимальная скорость?

– Пока, скажу я вам, еще ни один мотор в равных условиях парус не обогнал. Конечно, имеется в виду преодолеваемое расстояние, вот есть кругосветная парусная гонка, даже атомный крейсер не сможет ее обойти. А у обычного просто топлива не хватит, да и ресурса двигателя тоже.

На моторе, бывает, и 300 км в час гоняют, но для этого нужно создать специальные условия, чтобы поверхность воды была идеально гладкой – без волны и ряби. А парусная лодка идет со скоростью больше 100 километров в час, и волна ей не страшна, – заметил Андрей.

Школа выносливости

В парусном клубе «Академик» на сегодняшний день занимаются десять детей – школьников. Спорт этот, однозначно, не для слабых, потому что столько требуется терпения – не каждый вынесет. Это такая школа выносливости, которая в любом деле пригодится.

Например, приехали ребята на областные соревнования, которые проходили на Пироговском водохранилище, жарища, почти полный штиль (ветра нет), и семь часов на воде. И так четыре дня подряд, причем после воды приходишь не домой, а в палатку, и надо еду готовить, лодки разбирать. Это, отмечает Андрей Юрьевич, не футбол, где отыграл матч – в душ, и свободен...

А еще завязка на погоду. Можно готовиться-готовиться, приехать, а там дует! «У нас, – говорит он, – понятие дождь не существует. Главное для паруса – ветер. Он или не дует (штиль), или, если дует  свыше 20 метров в секунду, старт соревнований отменяют, а если он дунул после старта, никто гонку не отменит.

Конечно, ребята в соответствии с возрастной категорией проходят на соревнованиях разные дистанции, да и класс лодок тоже разный. Кстати, уже 43 лодки было на соревнованиях у самых маленьких яхтсменов, хотя в советское время на старт выходили и  по 400 лодок, даже приходилось в несколько этапов стартовать», – заключил руководитель парусного клуба А.Ю. Пасев.

Четыре выезда – пять наград

В прошлом году дубненская секция парусного спорта впервые выезжала на соревнования, после того, как восстановилась.

Первый выезд – это первенство Московской области, которое состоялось в августе на Пироговском водохранилище. В регате приняли участие более 100 человек, выступающих на яхтах различных классов, в основном это спортсмены из подмосковных Мытищ,  Долгопрудного, Истры, Икши, Коломны, Можайска и нашей Дубны. Самой многочисленной стартовой группой  – 43 участника, стали спортсмены в классе «Оптимист». В этом классе юная яхтсменка из Дубны 12-летняя Лиза Парфенова завоевала «серебро».

Она же выиграла осенью золотую медаль в Новозавидово, в кубке «Паруса надежды», обойдя хозяев соревнований, а ее брат Дима Парфенов в этих состязаниях завоевал серебряную награду.

Побывали наши яхтсмены и во Владивостоке, где участвовали в кубке Залива Петра Великого, уникальной, одной из крупнейших регат в России, в рамках которой проводится чемпионат России. Это 500 миль настоящего Японского моря, а также большая береговая программа. Данил Кустовский вернулся оттуда, завоевав «серебро».

Кстати, как отметил Андрей Пасев, ребятам гонка очень понравилась, и дубненская секция парусного спорта планирует в этом году тоже принять в ней участие. Свои лодки, конечно, туда не поедут, потому что это совсем нереально, наши будут соревноваться на других лодках – «сороковках», они большие.

Важную победу одержала воспитанница дубненской секции парусного спорта восьмиклассница Марина Донец. Она выступала на первенстве вузов Москвы (это одна из старейших, почетных гонок), в лодке класса «470» (швертбот) была шкотовым, вторым номером, управляла двумя передними парусами и открениванием – это когда висишь за бортом. Их экипаж с капитаном, студентом МГУ Дмитрием Куняевым, взял «золото» гонки. Ребята, между прочим, попали там в сильный ливень, окунулись два раза...

Как говорит Андрей Пасев, секция только начала выезжать на соревнования, поэтому достигнутые успехи в прошлом году – это только начало. На предстоящий сезон есть планы продолжить выезды. Пожелаем юным яхтсменам и клубу «Академик» успехов и попутного ветра.

Беседовала Татьяна Крюкова

P.S. Кстати, с 15 мая на причале ОИЯИ начинает работать детская парусная секция (время работы: понедельник, среда, четверг – с 9:00 до 13:00). Приходите, вам будут рады.

 

 
 
< Мая 2014 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.