СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Предельная винтокрылость Печать
07.07.2011 10:26

Возможно, для кого-то Родина и начинается «со стука вагонных колес», а вот для летчиков она начинается с бескрайнего неба, с шума мотора и, конечно, полетов. Продемонстрировать свои возможности летчики смогли на Всероссийских соревнованиях по вертолетному спорту «Москва винтокрылая», которые прошли в минувшие выходные.

Стало традицией проводить эти соревнования на легендарном аэродроме «Борки», где в течение десятилетий тренировались сборные команды нашей страны по авиационным видам спорта. В этом году Кимры в третий раз встречали экипажи винтокрылых машин на своей земле.

Открытие соревнований состоялось 1 июля. Поприветствовать и пожелать успешного старта участникам приехали президент Федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина, а также глава администрации Кимрского района Сергей Таланов. После торжественного поднятия флага вертолетные соревнования объявили открытыми.

Все-таки не зря вертолеты прозвали «небесными вездеходами»! Ведь им не требуется аэродрома: они могут взлетать и приземляться вертикально. Кроме того, вертолет может зависать в воздухе, двигаться боком и назад. В этом смогли убедиться все присутствующие на соревнованиях.

Демонстрировать свое мастерство и изобретательность участникам предстояло на вертолетах Ми-2 и «Robinson-44». Ну а побороться за звание лучших среди пилотов-вертолетчиков прибыло 10 экипажей из разных городов России.

Наряду с опытными летчиками выступали и молодые спортсмены – кандидаты в мастера спорта и перворазрядники. Программа соревнований соответствовала программе чемпионатов мира по вертолетному спорту и включала четыре упражнения, по которым и разыгрывалось лично-командное первенство: навигация, полет на точность, развозка грузов и вертолетный слалом.

В первый же день экипажи вертолетов выполнили свое первое упражнение – «полет на точность». Это классика вертолетных соревнований. Полет выполняется по размеченному на земле маршруту на постоянной высоте 2,5 метра, контролируемой двумя грузами, подвешенными под вертолетом. После нескольких перемещений и разворотов на 360 градусов винтокрылая машина должна приземлить груз точно на линию шириной 5 см. В этой дисциплине первыми стали Алексей Майоров (самый молодой чемпион мира) и Сергей Костин.

Следующий день стал не менее напряженным для спортсменов. Однако предельный ветер и невыносимая жара, преследовавшая участников и зрителей на протяжении всех дней соревнований, не помешали экипажам блестяще справиться и с этими заданиями. Первым предстояло выполнить самое насыщенное элементами упражнение «навигация». Наиболее сложными из них были, пожалуй, сброс двух грузов в мишени, а также сброс кегли в отверстие крыши не более чем за 20 секунд до финиша.

Зрелищная борьба развернулась и в дисциплине «слалом». Пилот должен был зафиксировать вертолет четко над площадкой, а оператор, набрав ведро воды, – пронести его через 12 ворот и с одной попытки поставить на узкий стол. И на все это – не больше 200 секунд! Победителем здесь стал экипаж московского клуба «Аэросоюз-1»: мастер спорта Вадим Сазонов и кмс Юрий Яблоков.

3 июля, заключительный день соревнований. Утром спортсменам предстояло выполнить последнее упражнение – параллельные полеты по «развозке грузов», – которое вошло в программу в 2005 году. Задача этой дисциплины, на первый взгляд, кажется простой, однако выполнить ее хорошо удается далеко не всегда: экипажу необходимо опустить груз поочередно в три контейнера, при этом длина фала, на котором он крепится, имеет разную длину: 4, 6 и 8 метров. Главное – точно опустить груз в контейнер за минимальное время!

В этот день зрители смогли насладиться не только превосходной техникой и мастерством пилотов-вертолетчиков, но и показательными выступлениями авиационных спортсменов. Подарком для гостей вертолетных соревнований стало яркое шоу с участием парашютистов. Стремительность, абсолютная свобода полета, напряженность свободного падения и море адреналина – такое остается в памяти надолго. Кстати, вы знаете, как называют момент свободного падения сами парашютисты? Окунуться в пятый океан… Красиво звучит, согласитесь, так же, как и сам прыжок спортсменов.

После подведения итогов по результатам многоборья двум лучшим командам вновь предстояло покорить бескрайний «пятый океан», разыграв Гран-при по самому зрелищному упражнению – «эстафета – параллельный слалом». Эти полеты традиционно собирают большое число зрителей. И неспроста: испытываешь какое-то смешанное чувство трепета и восторга, когда всего в нескольких метрах от тебя гигантская машина совершает опасные маневры. Потрясающе красиво! И страшно одновременно.

Еще одним сюрпризом для гостей соревнований стало участие в мероприятии известного российского комментатора Дмитрия Губерниева, который приехал в Борки в воскресенье. Он не только комментировал последний день соревнований, но и участвовал в церемонии награждения команд, как всегда, не давая публике, немного сникшей от жары, скучать.

Между выступлениями зрителей развлекали артисты концертного агентства «Русский стиль». Надо отдать должное коллективу: отработав программу на празднике Кимрского района, прошедшем днем раньше, он безупречно выступил перед зрителями и именитыми гостями. Даже Дмитрий Губерниев не удержался и отметил оригинальность и профессионализм кимрского шоу-балета.

Финальное построение экипажей. Военные летчики – в форме, личники прячутся от палящего солнца под козырьками кепок – все с нетерпением ждут объявления итогов соревнований. Итак, по результатам командного первенства победителем стал экипаж 1-го вертолетного клуба «Аэросоюз», второе место занял экипаж Сызранского филиала Военного Учебного Научного центра ВВС, ну а третьими стала команда г. Москвы. Победителями по результатам многоборья стали летчик сборной команды России по вертолетному спорту Артем Курпитко и член его экипажа мастер спорта Павел Абрамочкин.

Несмотря на это, грамоты за участие во Всероссийских соревнованиях получили все спортсмены без исключения. Вдобавок к ним летчики, с легкой руки Дмитрия Губерниева, были награждены шуточными призами: пожизненным бесплатным купанием в реках Кимрского района, а также собиранием грибов и ягод в местных лесах. Но, как известно, в каждой шутке есть доля… шутки. Ведь гостеприимная кимрская земля с радостью примет пилотов-вертолетчиков и в следующем году.


БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Женщины-легенды


В нынешнем году в общем командном зачете этот женский экипаж стал четвертым, однако это отнюдь не умаляет заслуг двух легендарных летчиц Галины Шпиговской (на фото справа) и Любови Губарь (на фото слева), которые летают вместе уже тридцать лет. Многократные чемпионки мира, СССР и России в командном и личном зачете, действующие спортсменки, заслуженные мастера спорта – это единственный в мире женский экипаж, ставший абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту.

На соревнования в Борках летчицы прибыли не одни, а вместе со своими воспитанницами Маргаритой Афанаскиной и Евгенией Замулой. «Ну что о нас говорить, вот посмотрите на нашу гордость – Риту и Женю», – в одни голос заявляют именитые спортсменки. Скромность – еще одно из их достоинств.

– Галина Анатольевна, а на каких вертолетах вы летали?

– На Ми-1 летала. Это очень хороший вертолет, старый, но хороший. Ми-1 всегда широко использовали в вооруженных силах и народном хозяйстве нашей страны и во многих странах, куда они экспортировались. Ну а в последнее время на Ми-2 летаем. Это тоже прекрасный по своим летно-техническим характеристикам вертолет.

– А на какую максимальную высоту вы с Любовью Николаевной поднимались?

– На 2000 метров. Однако на низкой летать куда интереснее. Порой летишь, смотришь на землю через окно – какая же она красивая, наша земля! И тут же думаешь с досадой: «Ну как можно такую красоту засорять и портить?» С неба-то лучшее видно, что творится внизу…

– Вы совершили огромное количество вылетов. Страх перед полетами пропал?

– Страха-то и не было как такового. Скорее, волнение – оно никуда не делось. Для сравнения: я никогда не видела спортсмена, спокойно прохаживающегося перед стартом. Так же и мы – тоже волнуемся перед вылетом. Хочется, чтобы все прошло гладко.

– А что в планах?

– Сейчас мы, к сожалению, мало летаем. Раньше спортсменов поддерживало государство (содержать вертолет – очень дорогое удовольствие), теперь же выделяется очень мало средств. Однако мы планируем выступить на Чемпионате мира по вертолетному спорту 2012 года, который пройдет в Серпуховском районе, на аэродроме «Дракино». Так что обязательно приезжайте поболеть за наших!

Светлана Степанова

 
 
< Июля 2011 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.