Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Человек эпохи Ренессанса Печать
10.11.2016 07:38

Есть люди, которые вмещают в себя целую эпоху. Они не какая-то ее частичка, а ее двигатель, главное действующее лицо. Поэтому, уходя в небытие, они оставляют после себя широкую борозду, засеянную обилием благородных и полезных дел, без которых не может обойтись настоящее, да и будущее тоже. Именно таким был ушедший из жизни год назад Юрий Иванович Сосин.

У него было множество званий и наград, свидетельствующих о государственном и общественном признании заслуг: «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», Почетный член Академии художеств России, член Союза художников России, кавалер общественного ордена «Почетный гражданин России», вручаемого за значительный вклад в развитие отечественной науки, культуры. Но было еще, на мой взгляд,  самое важное звание –  Учителя и Творца, которое он с честью пронес всю свою жизнь, сделавшее его знаковой фигурой в общественном и культурном ландшафте Дубны.

В отличие от многих из тех, кто знал Юрия Ивановича по его профессиональной и общественной деятельности, мне, наверное,  повезло больше. Ровно 50 лет назад в наш неугомонный 9 «Б» класс школы №4 пришел высокий и статный, с взлохмаченной шевелюрой человек, представившийся учителем черчения, и целый год учил нас несложным, но крайне важным азам чертежного дела, без чего немыслимо развитие образного мышления. Странно, что этого никак не могут понять современные реформаторы (разрушители) от образования, прогнавшие  столь нужный предмет со школьного двора. Тогда, в ныне оболганном государстве под названием Советский Союз, это все понимали. Но мы-то, школьники, воспринимали черчение как довольно легкий предмет. Лишь потом к нам пришло осознание его значимого присутствия во всей текущей жизни, будь то на производстве или просто на дачном участке.

Его педагогический стиль во взаимоотношениях с учениками был тогда, да и потом, всегда довольно демократичным, но с долей необходимой  строгости, без назиданий и многословия. Шаливших   он без крика и шума быстро приструнивал. К тем, кто не мог сразу ухватить суть задания,  подходил и индивидуально пояснял. Двойками не заваливал.

То время, середина 60-х, я бы назвал  временем  дубненского  Ренессанса. Ученые шаг за шагом штурмовали атом, авиационщики   выдавали на алтарь обороны уникальное оружие, какого не было у наших противников. Творчеством тогда, наверное, были насыщены все неуловимые нити  всей духовной атмосферы молодого города (пожалуй, больше такой потом уже не было и не будет). И Юрий Иванович, будучи человеком творческим и инициативным, быстро вписался в эту необыкновенную среду. Судя по материалам  газет того времени, идея создания детской художественной школы уже витала в кругах городской интеллигенции,  тогда больше делавшей, а не  брюзжавшей о недостатках города и общества.  А тут появился Сосин с его энергией, художественным и педагогическим талантом, организаторскими способностями. Оказался, как говорится, в нужном месте в нужное время, взвалив  на себя почти на 40 лет тяжелый груз под названием Дубненская детская художественная школа, ставшая  песней всей его жизни, которую он спел на  отлично, с подъемом и на высокой ноте.

Тогда, в 1966 году, начинал он запевать ее почти один. К нему присоединились Б.П.  Иванов и еще несколько сподвижников-педагогов, а когда уходил с директорского поста, то был огромный хор из множества учеников и последователей. Ю.И. Сосина уже нет с нами, а школа  живет  и будет жить, внося свою уверенную и устойчивую мелодию в мощную кантату Красоты, что исполняет уникальная система эстетического воспитания подрастающего поколения Дубны. И будет справедливо в год 50-летия школы присвоить ей его имя, чтобы всяк сюда приходящий знал и помнил, кто создал и выпестовал этот уголок творчества и дерзания, где учат детей видеть прекрасное, понимать красоту, а ведь она, как известно, спасла мир и еще не раз это сделает!

Требует серьезного исследования и специальной книги, посвященной истории  художки, и тема его руководства школой. Да, в Советском Союзе была еще отдельная страна – страна детства, и государство, партия, общественные организации того времени – профсоюзы и комсомол, считали своим долгом делать все, чтобы в этой стране дети чувствовали себя детьми, развивались и творили. Однако это вовсе не значит, что тогда было все легко и просто руководителю детского учреждения. Дубна не была исключением. Как всегда не хватало денег на  содержание, строительство, да и строители не успевали строить. Однако искали выходы и находили. Так  возник и был реализован, выстраданный главным его инициатором Ю.И. Сосиным, проект пристройки к коттеджу, переданному детям ОИЯИ, где размещалась музыкальная школа. В результате в городе появился детский эстетический центр, а в него  еще надо было собрать команду единомышленников, создать в нем систему обучения и воспитания  детей, находить деньги на их поездки на пленэры, на экскурсии, организацию выставок.

Школа благодаря неутомимости ее директора довольно быстро  обросла  друзьями, стала объединяющим местом и для дубненских самодеятельных художников. При этом все делалось без каких-то управленческих надрывов и истерик, свойственных некоторым представителям творческой интеллигенции.  Не получалось – подключал общественность, прессу, шел по начальству, в Горком партии, где спокойно и взвешенно объяснял свою позицию. И получал поддержку.

Потом, став депутатом городского Совета, пекся не только о своей школе, но и о других учреждениях культуры, считая, что обязан это делать, поскольку во власти представлял интересы дубненских творческих работников. Его понимали и поддерживали, потому что умел убеждать, потому что делал-то не для себя, а для общественного блага. В те времена это ценилось особо. И как патриот своего дела очень быстро ощутил надвигающуюся на детство беду и почувствовал  разрушающие процессы  горбачевской перестройки. Я помню, как в апреле 1990 года, на первой сессии горсовета так называемого «исторического», 21 созыва, с душевной болью он воспринимал демагогию и пустозвонство избранных  на волне демократических преобразований говорунов, дорвавшихся до городской власти,  чуждую истинным дубненцам. А Юрий Иванович был таковым.

Приехав в Дубну, он полюбил и до конца дней своих  оставался     предан городу, подтверждая это большими и малыми делами. Их список довольно обширный. Вот только лишь некоторые из них.  Полистайте газету  ОИЯИ «За коммунизм» 60-70-х годов. Там найдете множество рисунков и зарисовок Юрия Ивановича, через которые сегодня по иному воспринимается  потомками образ нашего города.  А первый герб Дубны, который он разработал с В. Лапшиным?! Только любящий свой город человек  мог сделать его таким емким, понятным и выразительным.

Именно любовь к родному городу заставила Ю.И. Сосина заняться разработкой значков с его  изображением. До него никто этого не делал. И многие, кто уезжал из Дубны в различные страны, города и веси, стали увозить маленькую память о нем, созданную Юрием Ивановичем. Именно он ввел в дубненский обиход такое понятие как сувениры, ведь к значкам добавились памятные медали, затем вымпелы, буклеты.

При его самом деятельном участии в Дубне начала формироваться особая среда, состоящая из различных символических изображений, панно, конструкций. Да и типовая для советской эпохи наглядная агитация выглядела совсем по-иному, чем в других городах. И все это делало Дубну неповторимой и уникальной, что всегда проповедовал и чего добивался Ю.И.Сосин будучи главным художником города на общественных началах.

Без него и  его творческого вклада не проходило, пожалуй, ни одного массового городского мероприятия, касалось  ли это пионерских праздников, демонстраций, фестивалей, создания мемориальных комплексов (один из них – ДОТ – стоит на дамбе в левобережье), и особенно  праздников песни , которые стали регулярно проводиться в Дубне, собирая от  трех до пяти тысяч участников  из СССР и других европейских стран.

Он многое делал, и каждый его реализованный новый проект приносил ему как Творцу душевное удовлетворение, Безмерно этому радовался, проявляя достойную большого художника скромность. Он творил, как говорят, за идею. Так было и с выставочным залом – давней и долгой его мечтой, чтобы в городе была притягательная для художников творческая  площадка. Еще в начале 80-х годов он разработал первый эскизный проект и вынес его на суд дубненской общественности, поддержавшей его. Перестройка и последующий обвал остановили эти планы, но Юрий Иванович настойчиво добивался открытия зала. И в 2001 году он появился и действует сейчас. Пусть не в том виде как его видел художник Сосин, но действует.

В одной из комсомольских песен 60-х годов были прекрасные строки: «Человек оставляет людям песни, книги и  города». А Юрий Иванович оставил целую школу, не одну сотню учеников, художественные традиции, множество замечательных картин. И память о себе как о замечательном, разносторонне  талантливом человеке, большом труженике и гражданине нашего города,   верно  ему служившем.  К тому же, при всех перипетиях постсоветского времени,  сохранившем честь и достоинство, верность избранным в юности идеалам.

Н. Прислонов

Фото Юрия Тараканова

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Ноября 2016 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Простая математика
Курсы валют на 27 Мая (cbr.ru)
byrBYR30.55(+0.25)
usdUSD56.76(+0.69)
eurEUR63.67(+0.66)
uah10 UAH21.55(+0.22)
Встреча, Газета , Ооо