На дворе август, и жителей наукограда вновь заставляет нервничать отключение горячей воды из-за проблем газовых долгов города перед поставщиками голубого топлива. Причем возникают они в это время с пугающей периодичностью.
Если, к примеру, «отъехать» на несколько лет назад и посмотреть, о чем писали городские газеты, то получим ту же проблему. К примеру, в июне 2012 года пресса писала: «На днях ресурсоснабжающие организации города получили от ООО «Газпром межрегионгаз Москва» уведомление с требованием ограничить отбор газа на 50%, а в случае неоплаты за газ полностью прекратить отбор голубого топлива». Причем, как ни прискорбно, такого рода письма последние пару-тройку лет для энергетиков стали повторяться.
Остро стояла проблема и два года назад, и в первой половине 2015-го. Откуда снова взялись газовые долги, если население довольно исправно оплачивает полученные услуги, и почему к лету город опять оказался в критической ситуации?
Котельная на левом берегу опечатана…
В настоящее время наиболее критично ситуация с горячей водой (ее отсутствием) сложилась на левом берегу, где отключения совпали с так называемыми плановыми...
Плановая остановка котельной там состоялась 29 июля, с этого времени прекращена и подача горячей воды потребителям. Пояснения здесь следующие: «В связи с большой задолженностью ОАО «Энерготен» перед поставщиками газа, вызванной долгами потребителей: управляющих компаний (ГЕУК «Дубна», «Домострой», Управдом «Дубна», «Прометей»); муниципальных организаций («Социальный сервис и бытовые услуги», «Городские парки») и других предприятий города, ООО «Газпром межрегионгаз Москва» ввело ограничения по подаче газа.
Долги составляют в общей сложности более 150 миллионов рублей. В связи с этим плановая остановка котельной левого берега и прекращение подачи горячей воды потребителям произведены раньше, 29.07.2016».
Дать жителям левобережья горячую воду обещали 9 августа, однако руководство ОАО «Энерготен» накануне направило управляющим компаниям и потребителям телефонограммы, в которых говорится, что по техническим причинам пуск горячей воды в левобережной части города переносится на 12 августа.
А затем жители многоквартирных домов левобережья ознакомились с еще одним «письмом счастья», из которого следует, что подача горячей воды на ЛБ отложена на неопределенный срок, в связи с задолженностью. В телефонограмме от ОАО «Энерготен» («Энергия-Тензор») за №35 от 11 августа 2016 года за подписью главного инженера предприятия Юрия Прохорова сказано: «На ваши объекты, расположенные в левобережной части города, подача горячей воды потребителям отложена на неопределенный срок в связи с задержкой оплаты ОАО «Энерготен» за поставленный газ из-за большой задолженности потребителей тепловой энергии и горячей воды».
Сейчас за долги перед газовщиками вся котельная на ЛБ опечатана, труба перекрыта, и это, говорят, впервые. Долги, сложившиеся со времен управления небезызвестного Валерия Клипикова, по словам главного инженера ОАО «Энерготен» Юрия Прохорова, предприятие пытается погасить, не выбиваясь из утвержденного графика, но вопросы платежей сегодняшних потребителей привели к тому, что оно не смогло исполнить своих обязательств перед газовщиками в июле.
На сегодня, по данным предприятия, общий долг управляющих компаний, ТСЖ, потребителей составил около 190 млн рублей. Если до этого как-то удавалось договариваться и не доводить до крайних мер, то сейчас газовщики трубу перекрыли. Нашим энергетикам было сказано: «Как только войдете в график погашения – получите добро на пуск котельной».
Хотелось бы надеяться, что это временные трудности, которые совместными усилиями удастся решить, у нас будет и газ, и тепло, и горячая вода.
А чтобы горячая вода вернулась в дома, говорит главный инженер «Энергии-Тензор», необходимо оплатить последний долг, накопившийся за июль. Пока такой суммы у предприятия нет, остается надежда, что потребители, которым на днях пришло время оплачивать коммуналку, внесут свои платежи в полном объеме.
Сколько должна «управляйка»?
Поскольку в списке должников ресурсоснабжающего предприятия фигурирует ГЕУК «Дубна», мы поинтересовались у руководителя управляющей компании И.С. Чихалова, какой долг за ними числится.
– Мы платим ежемесячно в среднем по договорам 96,3%, – уточнил Иван Сергеевич. – Долги составляют 3,7%, что не критично, поэтому говорить, что ситуация с отключением возникла из-за долгов управляющих компаний, нельзя. По России, кстати, считается хорошим процент оплаты, если он не ниже 95.
Правда, есть долг жителей, образовавшийся еще до моего прихода в ГЕУК. Люди в течение четырех месяцев платили на счета Клипикова, а управляла ГЕУК, там накопилась сумма где-то в пределах 3 млн рублей. Прокуратура тогда разбиралась, вынесла решение, что жители должны заплатить ГЕУКу, но они второй раз платить не хотят.
Это было еще в 2014-м–первой половине 2015 года, но все это не критично. Каждый месяц мы в среднем оплачиваем более 96%. Кстати, в платежах энергетической компании газ составляет всего 45%...
Но долг 190 миллионов…
– Конечно, ОАО «Энергия-Тензор» пострадало из-за компании Клипикова, долги у нее сложились оттуда. Это долги ЖКУ-2, к ГЕУКу они не имеют отношения.
Но надо иметь в виду, что жители еще не заплатили за тепло, сегодня они платят за июль, в сентябре заплатят за август, в октябре – за сентябрь. Деньги будет получать энергетическая компания, хотя летом отопление не дает, это ее резерв, и суммы еще не оплачены. Жители платят за отопление по 1/12, и мы по закону не можем заставить их платить по факту – это их решение. У нас есть дома, которые платят по факту, но их мало.
Самые главные долги – городские (производственные предприятия, муниципальные организации), а наши долги по сравнению с ними копеечные. То есть жители многоквартирных домов никак не должны были пострадать. Нельзя было доводить до такой ситуации, – поделился своим мнением Иван Чихалов.
Официальное заявление власти: лучше поздно, чем никогда
Городская власть в лице руководителя администрации Александра Усова «вышла» к народу (через СМИ) лишь 15 августа, когда дубненцы из числа жителей многоквартирных домов левобережья, правобережья вдоволь «наговорились» и на страницах городского независимого форума, и на кухне, и в общественном транспорте, и…
То есть на 18-е сутки отсутствия горячей воды на левом берегу, в первый день ее отключения на Большой Волге (левый берег и микрорайон БВ – зона ответственности ОАО «Энергия-Тензор», и в день включения ее после недельного отсутствия в институтской части и на Черной речке (здесь ответственность за ОГЭ ОИЯИ).
А.А. Усов начал свое заявление издалека, с истории вопроса, с того, что предприятие «Энерготен» пытается с 2014 года выйти на нормальный режим работы, чтобы его экономика позволяла оплачивать текущие платежи за газ и рассчитаться за ранее «наработанные» долги.
Руководитель городской управы напомнил, что когда в город зашла недобросовестная компания, то платежи жителей до энергопроизводящих компаний не доходили. Для того чтобы рассчитаться с газовиками в тот период, компании пришлось взять большой кредит, с которым она до сих пор еще не рассчиталась.
Нынешняя ситуация, сказал он, определяется несколькими факторами: компания вошла в регламентные (они же плановые) работы на котельной левобережья и должна была в течение двух недель их закончить, что и было сделано. В период проведения этих работ ООО «Газпром межрегионгаз Москва» – региональная компания Газпрома – ограничила подачу газа на эту котельную, и в силу действующего законодательства, чтобы снять это ограничение, компании необходимо как минимум исполнить тот график платежей, который был туда направлен.
– По графику платежей «Энерготен» должен был до 1 августа направить определенную сумму. К сожалению, предприятие выбилось из графика на 4 дня, и требуемая сумма была направлена на четыре дня позже, что послужило основанием для ограничения подачи газа.
Мы (администрация) были вынуждены с руководителем компании поработать по реестру должников, у каждого из них (производственных, управляющих компаний) свои обстоятельства, которые не позволяют вовремя рассчитываться за поданное тепло, в том числе в жилые дома. При этом добросовестные плательщики не виноваты, но и среди жителей МКД до 10% платят с большими опозданиями или не платят вовсе.
Наложившиеся обстоятельства не позволили в срок произвести платеж. Мы провели коордиационное совещание, собрали руководителей, пока настойчиво попросили войти в график платежей перед энергетиками, чтобы они имели возможность рассчитаться с газовщиками. Провели переговоры с руководством Межрегионгаза.
Вариант просто снятия ограничения, к сожалению, не проходит, договорились, что предприятие найдет все возможности и до четверга (18 августа) оплатит из 27 млн рублей долга 15 миллионов, для того чтобы вернуться к переговорам о снятии ограничений по горячей воде.
Надеемся провести соответствующие переговоры на днях и получить положительный результат, иначе «Энерготену» придется 27 миллионов платить в августе, но тогда включение произойдет не ранее 1 сентября. Мы надеемся, что это произойдет к ближайшим выходным, – заключил Александр Усов.
По его словам, принципиальную позицию в этом вопросе заняла городская прокуратура, которая направила представление в адрес администрации, где в том числе говорится о неправомочности ограничения социально значимых объектов – детсадов, школ, больниц, поэтому руководитель городской администрации обещал проработать вопрос в комплексе и к выходным получить положительный результат.
Кто виноват, и что делать?
«Я, как и многие, оплачиваю все регулярно без задержек. Почему мы должны отвечать за недобросовестных соседей? Это, считаю, неправильно. Жители левобережья крайне возмущены», – поделился мнением наш читатель Сергей Петрович З.
Безусловно, добросовестные плательщики, проживающие в многоквартирных домах, не виноваты, что у энергоснабжающей организации скопились долги, и она с ними не справляется. По большому счету им даже без разницы, кто конкретно виновен в сложившейся ситуации, какие тонкости и обстоятельства тому предшествовали. Пусть в этом разбираются соответствующие органы, или горячую воду хотя бы отключают персонально у должников.
Понятно, что не жители МКД накопили многомиллионные долги, но страдают в первую очередь почему-то они. Их проще «достать»?..
Своим отношением к отключению горячей воды «на неопределенный срок» жители левобережья делятся и на форуме, обращаются в редакцию. «А можно объяснить, как так получается, что я оплачиваю все квитанции (за соседей отвечать не буду), но при этом могу и не получить услугу?» – задаются они вопросом.
Оказывается, в нашей системе ЖКХ такое, увы, возможно. Будем уповать на то, что энергетикам (речь об «Энерготене») совместно с городской властью удастся переломить ситуацию, и горячая вода побежит из кранов жителей левобережной части города.
Кстати, институтская часть и Черная речка вышли из плановой остановки котельной 15 августа: жителям дали горячую воду днем в понедельник – у ОГЭ ОИЯИ, судя по всему, с графиком погашения долгов все в порядке.
Однако с 15 августа остановилась котельная на Большой Волге, жителям микрорайона обещано дать горячую воду через неделю. Отключение тоже плановое, но не могу избавиться от смутных предчувствий и сомнений…
Напоследок скажу о перерасчетах. Согласно санитарным требованиям, плановое отключение горячей воды не должно превышать 14 суток, но тревогу санитарные службы начнут бить лишь в случае полного отсутствия водоснабжения. В данной ситуации Роспотребнадзор может посоветовать жителям перерасчет оплаты. Причем это должна сделать сама управляющая компания. Однако в законе есть понятие «предоставление-не предоставление» пакета услуг, в который входит и горячая вода…
Газета «Встреча» обещает следить за дальнейшим развитием ситуации.
Татьяна Крюкова |