В память о журналисте Печать
18.08.2016 07:40

Дорогой для нас подарок преподнес редакции дубненский художник Александр Владимирович Куманьков. Свою картину «Ока у села Константиново», представленную на весенней выставке творческого объединения «Художники Дубны», автор посвятил памяти корреспондента газеты «Встреча» Виктора Жизнева, с которым их связывала многолетняя дружба, и решил, что храниться она должна у нас в редакции.

О своем решении Александр Владимирович рассказал еще на открытии выставки. Мы долго разговаривали, стоя у картины. Художник родом с рязанской земли – он жил в старинном селе Романовы Дарки, которое когда-то было  вотчиной Солотчинского монастыря. На рязанщине очень чтут талантливого русского поэта Сергея Есенина. Его большим поклонником был Виктор Жизнев. Александр Владимирович из своих поездок на родину часто привозил ему интересные книги, посвященные жизни и творчеству поэта, которые издавались в Рязани. Однажды друг принес ему холст  с  просьбой что-нибудь для него написать. При жизни Виктора художник не успел этого сделать,  а  написал позднее в память о нем.

Этюды писались в селе Константиново, на родине поэта. На картине – окраина села, с высокого берега реки Оки хорошо видны заливные луга, где Есенин в юности косил травы, во время разлива здесь все до сих пор заливает водой. Места там – поистине исторические. В лесу, который виднеется на горизонте, сейчас проходят практику курсанты-десантники Рязанского военного училища, а в 1943 году там формировалась  польская дивизия имени Костюшко. Александр Владимирович провел настоящий исторический экскурс по родным местам: «Здесь немцы планировали перерезать железную дорогу, отделить восток от Москвы, наши войска их остановили. Здесь Есенин катался с горки на санях. А через 15 км – потрясающий Солотчинский монастырь, где находится могила святого Олега Рязанского, который отрекся от престола и женился на дочери Дмитрия Донского, а позже,  отдав княжество сыну Федору, ушел в монастырь вместе с женой».

Профессиональная и творческая жизнь художника насыщена интересными событиями. На получение художественного образования времени ушло немало. Пять  лет учебы в Рязанском художественном училище, которое он закончил с отличием, были прерваны тремя  годами службы в армии. Именно там жизнь впервые связала его с военной авиацией: занимался наземным обслуживанием и ремонтом самолетов, наравне со всеми ходил в караул, хотя командование сразу определило  его на оформительские художественные работы гарнизона. После армии, успешно окончив училище, в 1957 году поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище имени С.Г.Строганова (ныне МГХПА имени Строганова, в прошлом году отметившая свое 190-летие), где ему предложили сдать только специальные предметы – рисунок, живопись и композицию. Это сейчас в элитное учебное заведение могут поступить талантливые ребята, закончившие художественную школу. Тогда туда брали только 5% выпускников художественных училищ, которые получали образование в течение 6 лет.

Несмотря на советы преподавателя заниматься только живописью, он выбрал для себя новое направление – художественное конструирование, сейчас бы это назвали дизайном. Уже во время учебы молодому художнику довелось участвовать в разработке дизайна одной из моделей популярного тогда мотоцикла «Иж», мотороллеров. По окончании института ему предложили по распределению поработать в Жуковском, в летно-испытательном институте, где готовили наших космонавтов. Он участвовал в разработке дизайна пульта кабины космонавтов для корабля «Союз». Очень запомнились встречи с летчиком-космонавтом Владимиром Комаровым, который был консультантом этих работ, ученым и конструктором Сергеем Королевым. Здесь же рамках медицинского эксперимента он проходил испытание в тренировочной капсуле, где исследовали возможности человеческого организма в условиях открытого космоса, определяли средний уровень нагрузки,  скорость реакции.

Было по-настоящему интересно: разрабатывали  интерьеры космических кораблей, которые должны были лететь на Марс, утверждать их тогда возили лично к Хрущеву. К сожалению, возникли трудности с жильем, и жене – химику-технологу, в Жуковском работы не нашлось, поэтому откликнулись на предложение Машиностроительного конструкторского бюро в Дубне. Александр Владимирович вспоминает, что тогда, в декабре 1964 года, ехал сюда с мыслью отработать только положенные 3 года. Да и работа поначалу показалась скучной, негде было применить свои профессиональные навыки. Но вскоре отстроили новый лабораторный корпус, и нужно было полностью разработать его дизайн: продумать внутреннюю отделку, оформление. Работа в МКБ, которым  руководил первый главный конструктор Александр Яковлевич Березняк, увлекла настолько, что художник даже отказался от приглашения на работу в Рязань, куда всегда мечтал вернуться, перспективной должности и хорошей квартиры. В те годы он  вошел в Художественный совет города и занимался наглядной агитацией на левобережье – этот район города был закреплен за «Радугой». Огромные многометровые стенды, плакаты, которые изготавливались к государственным праздникам, рисовали  только после утверждения в Москве. Работая в группе технической эстетики ведущим дизайнером, Александр Владимирович занимался и оформлением павильонов МКБ «Радуга» на первых выставках авиационно-космического салона в Жуковском, оформлял и другие, более ранние выставки.

В МКБ «Радуга» он и познакомился с Виктором Ивановичем Жизневым, который был ведущим инженером конструкторского бюро. В тяжелые для экономики страны 90-е группу дизайнеров ликвидировали, от альтернативной работы Александр Владимирович отказался, уйдя на пенсию и полностью посвятив себя творчеству. Он активный член творческого объединения «Художники Дубны», постоянный участник городских  и областных художественных выставок. Он выполнил целую серию исторических художественных портретов учащихся старейшей в городе школы №1, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также является художником-оформителем открывшегося к юбилею наукограда Музея истории крылатых ракет Дубны.

Свой подарок Александр Владимирович принес к нам в редакцию, где состоялся интересный разговор о живописи, о творчестве, о художниках. Автор рассказал, что живописью он занимался всю жизнь  и всегда писал то, что больше всего хотелось душе. Александр Владимирович признался, что считает одиночество лучшим состоянием творца,  считает, что настоящий художник всегда должен быть в поиске, стремиться к развитию и обязательно искать выход из творческих кризисов, которые иногда случаются.

Конечно, во время нашей встречи сотрудники редакции вспоминали коллегу – Виктора Ивановича Жизнева, ушедшего из жизни в 2013 году – хорошего человека, талантливого корреспондента, очень любившего родной город и живущих в нем людей, которым он и посвящал свои публикации. Картина друга-художника заняла достойное место в нашей редакции. Наш коллектив еще раз благодарит Александра Владимировича Куманькова за подарок и желает ему здоровья, вдохновения и дальнейших творческих успехов.

Евгения ШТАЙН

Фото автора