СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Детство отняла война Печать
28.04.2016 08:38

Как рассказать о той войне?

Нам и сегодня нет покоя.

Нам детство выпало такое,

Что не приснится в страшном сне.

Что помните вы, дети с сединою на висках? Что можете рассказать о страшном лихолетье, которое пришлось на ваши детские годы? Что должны рассказать? Писатель и историк Сергей Михеенко обратился к ветеранам с призывом: «Соберем по крупицам, по песчинкам воспоминания о войне, эпизоды, забытые истории, вспомним горе и страдания». На этот призыв откликнулись дубненские  ветераны, участвуя в проекте «Живая память, или Жители Дубны – дети войны». Инициатор проекта – член Совета ветеранов микрорайона Большая Волга Лилия Александровна Гребенщикова.

Грязнова Нина Васильевна (1927 г.р.):

– Наша семья – папа, мама, брат, сестра и я  – жили в Уфе. Когда началась война, папу забрали в трудовую армию (по возрасту), а сестра добровольцем ушла на фронт, воевала радисткой. Брат работал на авиационном заводе, который эвакуировали из Рыбинска. Корпуса завода пришлось строить заново. Была зима, температура опускалась  до   минус   сорока градусов, станки в снегу, а крыши еще нет. Завод выпускал моторы для самолетов.   Рабочие  по сорок часов не отходили от станков, нередко падали, умирая от  истощения: рабочим  давали по карточкам 400 граммов хлеба в день и баланду в столовой. Бывало, брат ест, а за спиной стоят двое и ждут, когда можно облизать тарелку. Мама ходила на завод, чтобы узнать, жив ли он, и хоть что-то передать поесть.

Было очень голодно. Ели лебеду, мороженую картошку. Потом стали сажать картошку в поле, и стало   полегче.   А мы, ребятишки, собирали черные ягоды паслена. Это была наша первая сладость. Фруктовых деревьев не было, но на рынке продавали из бочек мелкие яблочки – ранетки.

Я училась в школе. Писали карандашами на бумаге серого цвета, и когда сестра привезла мне тетрадь в клеточку, помню, я эту тетрадку прижала к сердцу и была несказанно рада.

Мы часто бегали в военкомат – просились на фронт, и так надоели военкому, что он поручил нам дежурить на крыше барака, чтобы тушить зажигательные бомбы, хотя немцы не бомбили наш город. Когда училась в десятом классе, объявили  радостную весть о победе над фашистской Германией. Потом работала в военно-морской части, помогала боцману вести учет эвакуированного из Севастополя оборудования. Работала я как военнонаемная. Когда воинскую часть стали отправлять обратно в Севастополь, собралась в дорогу, но директор пригрозил, что проучит меня ремнем. Поступила в нефтяной институт.   Жила в общежитии,  было голодно. Помню, мама приносила свеклу и свежую капусту для борща, но мы с подружками съедали все в сыром  виде, так хотелось есть.

Лукашова Мария Никитична (1930 г.р.):

– В начале войны  мама, три сестры, брат и я (папа умер раньше) жили в деревне в Смоленской области. Мама работала в колхозе в полеводстве. Когда деревню оккупировали немцы, чтобы выжить, женщины на себе пахали землю под пшеницу и огороды: три-четыре женщины впрягались и тащили плуг. Пшеницу мололи на жерновах.  Немцы детей не трогали, а иногда даже давали что-нибудь поесть. Одежда и обувь нам тоже доставалась от солдат, как немецких, так и советских. Из плащ-палаток шили юбки.

Школы  не работали. Только в 1945-м году можно было пойти учиться, но приходилось работать. Нас посылали на разработки торфа. Копали торф в виде кирпича, носили на носилках, раскладывали сушить, а потом увозили в район и топили печи. За работу давали паек хлеба. Зимой работали на лесозаготовках за 40 километров от дома, пилили бревна, а весной эти бревна сплавляли по реке. Мужчины связывали плоты, а девушки вчетвером гнали их вниз по течению. Управляли плотом длинными палками или шестами. Гнали плот четыре дня, на  ночь   причаливая к берегу.

В Дубну приехала в 1955 году. Работала на стройке и в столовой воинской части.

Горбунова Мария Емельяновна (1929 г.р.):

Когда началась война, наша большая семья – мама (инвалид), папа, три брата и я – жили в Асбесте Свердловской области. Папу призвали в трудармию, а два брата ушли на фронт и оба погибли. Еще один брат погиб в Польше уже после окончания войны: бандиты напали на комсостав, где он служил офицером, и всех уничтожили.

Дома было хозяйство, так что сильно не голодали. Когда исполнилось 13 лет, пошла работать на военный завод. Выпускали ручные гранаты, гильзы, патроны. Давали сначала по 800 граммов хлеба, а потом по 700. Война еще не закончилась, когда нас, подростков, отправили учиться в школу. Были у нас и учебники, и тетради, а позднее доучивались в вечерней школе.

Продолжение следует

 

 
 
< Апреля 2016 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 29 30  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.