Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Рождественские чтения Печать
24.12.2015 09:44

17 декабря в Доме учителя прошло закрытие XIII  Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность».

Взаимодействие сферы образования и Церкви плодотворно развивается уже более 20-ти лет.  В каких-то вопросах сделаны большие шаги, в каких-то совсем  маленькие.  Это совместное соработничество должно приносить и приносит позитивные плоды.

На современном этапе образование подвергается постоянному реформированию. К сожалению, реформирование привносит не только положительные результаты, но и некоторое разрушение. Многие говорят, что учителям из-за большой бумажной и электронной отчетности все меньше времени остается на обучение и воспитание детей. А ведь это  то,  для чего и ради чего они сделали свой профессиональный выбор на всю свою жизнь.

Традиционно на городских чтениях заслушиваются доклады учителей. Самыми интересными бывают доклады, построенные на основе личного опыта учителя. Также из года в год в Дубну приглашаются  гости, которые трудятся в сфере образования и православия. В этом году таким гостем стал иеромонах Тихон (Зимин) – директор Православной гимназии им. преподобного Сергия Радонежского, (г. Сергиев Посад), преподаватель   Московской духовной академии и семинарии. Отец Тихон рассказал о традициях и новациях в работе педагогов  православной гимназии.

Традиции в нашем образовании складывались столетиями. И какая бы ни была школа – светская или духовная, занимаясь образовательным процессом, учителя знакомят детей  практически с трехтысячелетним опытом жизни человечества. Для всех нас главным и основополагающим во всей мировой культуре является, конечно же, европейская культура. И, безусловно,  самым главным в европейской культуре является христианство. Вместе с Рождеством Христовым в мир пришли совершенно другие ценности: гуманность, уважение к человеческой личности.

Важнейшей же подготовкой человечества к принятию Христа, и в первую очередь в сфере науки и культуры, было открытие алфавитного письма и вообще алфавита. Трудно найти какое-нибудь другое изобретение человечества.  столь значимое для каждого живущего на земле. Следующим важным этапом стала возможность записывать информацию компактно и хранить ее. Можно сказать, что первым гибким носителем информации был свиток. Появились библиотеки – хранилища знаний и информации.

И вот более двух тысяч лет назад мир ознаменовало Рождество Христово, которое принесло человечеству новое знание, что Истина – это Бог, что Он хочет от людей, и каковы Его заповеди. За достаточно короткое время мир, совершенно далекий от каких-либо гуманных учений, преобразился учением Христа. И совершенно разрозненные страны, нации, которые верили в своих богов, в подавляющем большинстве отказались от этого и стали чтить Христа.

«Это весьма  радостно и величественно. И не давать такую картину, обучая детей, совершенно неправильно. Никакими человеческими понятиями естественного развития невозможно объяснить, как какая-то маленькая религия в маргинальной стране – Иудее, вдруг охватила весь мир, преобразив его кардинальным образом», – отметил отец Тихон.

Далее в своем выступлении иеромонах Тихон привел в сравнение дореволюционные русские классические гимназии, где дети наравне с математикой обучались  и нескольким европейским языкам, древним языкам, богословским дисциплинам, и многие по результатам обучения могли поступить в лучшие российские и зарубежные университеты. Сегодня вся система образования готовит детей стать узкими специалистами, и, к сожалению, эта узость подготовки начинает проявляться на ранних этапах.

«Мы должны понимать, что необходимо гармоничное развитие личности ребенка, и стараться делать так, чтобы не отрезать пути его дальнейшего развития. Возможна какая-то специализация на уровне 10-11 классов.  Лишение же ребенка целого набора дисциплин или минимальное их преподавание пагубно скажется на подготовке активного гражданина в нашем будущем», – резюмировал отец Тихон.

Сам иеромонах  Тихон, выпускник филологического факультета МГУ им. Ломоносова, преподает в Сергиево-Посадской православной гимназии древнегреческий язык. Он  очень сожалеет,  что в 2015 году произошло  разделение экзамена по математике на базовый и профильный уровни. Базовый уровень можно сдать практически без подготовки, но  поступить во многие вузы будет невозможно, имея только этот уровень.  Многие ли дети выберут  более легкий путь сдачи экзамена,  и как снижение планки знаний по математике скажется на нашем обществе, мы увидим в ближайшем будущем. Хотелось бы, чтобы в наукоградах, да и во всех городах и весях нашей страны стало правилом хорошего тона сдавать математику   на профильном уровне.

В православной гимназии Сергиева Посада преподается несколько иностранных языков, древнегреческий и латынь. Наряду с гуманитарными предметами важными являются математика и все естественно-научные дисциплины. У среднего и старшего звена может быть до восьми уроков в день плюс учебная суббота.

Новации в учебном процессе этого образовательного учреждения коллектив педагогов создал в системе учета успеваемости, которая стала публичной, прозрачной и более справедливой  и во многом помогла активизировать учебный процесс.

«Мы понимаем, что оценка за ответ у доски, за домашнюю работу и за контрольную работу может выглядеть одинаково, но все же имеет разный вес. Оценка за контрольную или экзамен может совершенно померкнуть на фоне оценок за домашние работы или ответы у доски.

Дети могут целый день сдавать итоговый экзамен за весь период обучения, но эта оценка не станет решающей – так устроена система. Например, те, кто имел четверку, остаются в аттестате с четверкой, хотя экзамен могут сдать на пять, а те, кто сдал экзамен хуже, чем была выведена итоговая оценка, в итоге получили ранее выведенную оценку.

Мы ввели систему коэффициентов по всем предметам. Например, контрольная работа имеет K = 4, а домашняя – K = 0,5, и так далее распределили разные оцениваемые события. В результате мы увидели более справедливую оценку затраченных образовательных трудов. Тот, кто действительно хорошо учится, оказывается вверху списка, а тот, кто ленится, – внизу. Рядом с оценками за знания были добавлены оценки за поведение. Ведь бывает, что ребенок способный, но ужасно себя ведет, и это поведение должно отнимать у него баллы из общего рейтинга. Это дисциплинирует. В конце четверти, года мы подводим итоги успеваемости и рейтинги как отдельных учащихся, так и целого класса. Лучшие поощряются. Лучший класс по итогам года едет в какую-нибудь многодневную поездку с экскурсиями, за второе место – однодневная поездка с экскурсиями и т.д.

В нашей системе учета успеваемости можно вывести как общий рейтинг ученика по школе, так и в классе, и по предмету. Таким образом,  все учителя, ученики и родители  всегда видят, кто как учится. Многие дети за год перебрались с нижних строчек в середину. Появилась коллективная ответственность у всего класса учиться лучше. Родители могут повлиять на оценки, только мотивируя разными способами своего ученика. Возникла также у всех мотивация учиться по всем предметам как можно лучше, а не только по избранным.

Есть,  конечно, некоторые искажения. Наши отличники из младших классов просто фанатично следят за своими оценками и рейтингом и ежедневно по нескольку раз в день смотрят, где они там находятся. Приходится с ними вести разъяснительную работу и объяснять, что это всё придумано для отстающих и ленивых учеников. Отличникам туда даже вредно заходить», – смеется, рассказывая  о системе учета успеваемости, директор гимназии  иеромонах Тихон.

На создание этой системы гимназия затратила, конечно, много времени и материальных средств, но  овчинка стоит выделки  – общий положительный результат неоспорим. К тому же в такой системе ученик более застрахован от оценок, зависящих от настроения  учителя или от сложившихся отношений «учитель-ученик».

Каждое учебное заведение должно решать вопросы с мотивацией в учебе и поведении своих подопечных. Возможно,  в этом плане у частного учебного заведения свободы даже несколько больше. Но достаточно полномочий для этого есть и у любого директора государственной школы. Возможно, такая система учета успеваемости была бы полезна и в масштабах  нашего города.

Подводя итоги Рождественских чтений и года совместной работы,  благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков вручил грамоты учителям дубненских школ за вклад в духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание подрастающего поколения и в связи с проведением Тринадцатых городских рождественских образовательных чтений. Грамоты вручены:: Кравченко Татьяне Владимировне (школа №1), Ивановой Марине Владимировне (школа №2), Самусенко Елене Михайловне (гимназия №3), Кузнецовой Наталии Васильевне (школа №4), Крапивницкой Ольге Васильевне (лицей №6), Шибановой Ирине Александровне (школа №9), Ивановой Марине Николаевне (школа №7), Федоровой Ларисе Михайловне (гимназия №11), Стенгач Людмиле Николаевне (лицей «Дубна»), Ивановой Наталии Леонидовне (школа «Юна»), Лебедеву Павлу Леонидовичу (центр «Дружба»), Некрасову Владимиру Васильевичу (центр дет. и юнош. туризма), Зайцевой Ольге Станиславовне – начальнику отдела Центра развития образования, Третьяковой Марине Владимировне – катехизатору Дубненско-Талдомского благочиния.

Елена Злобина

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Декабря 2015 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 25 26 27
28 29 30 31      

Простая математика
Курсы валют на 17 Августа (cbr.ru)
byrBYR30.65(-0.10)
usdUSD59.65(-0.27)
eurEUR70.00(-0.38)
uah10 UAH23.33(-0.08)
Встреча, Газета , Ооо