Мрачные и таинственные снимки Александра Сергиенко, шикарные девушки Татьяны Беловой, абстракции Василия Громова, белые медведи и моржи Варвары Семеновой… и это еще далеко не всё. В восьмой раз в ДК «Мир» прошла выставка фотографий фотоклуба «Фокус». Тут все могли найти фотографии по душе.
Нам удалось побеседовать с одним из членов этого фотоклуба. Валентина Крапивницкая (на фото) – фотограф, а с недавних пор печатник и хозяйка фотолаборатории «35 мм».
– Как давно ты в «Фокусе»?
– Уже второй год, и я очень этому рада, потому что мои работы стали лучше. Когда ты снимаешь для себя, то радуешься каким-то своим успехам, но не можешь дать своим работам объективную оценку. Работа тебе нравится, а как будут реагировать на нее другие, тебе не очень интересно. А когда ты отбираешь работы, чтобы принести их в фотоклуб, то выбираешь их совершенно по другим критериям. Количество плохих фотографий сокращается, а хороших – увеличивается. Влияют на твое развитие в этой области творчества и работы других авторов. Людям, которые занимаются визуальным искусством, надо бывать на выставках, посещать галереи, постоянно учиться, потому что после просмотра чужих работ может возникнуть какая-то новая идея, новая мысль.
Кто-то из членов фотоклуба может дать совет, например, предложить какие-то другие способы кадрирования. А мнение людей, близких по духу, особенно важно.
– Ваши выставки принципиально отличаются чем-то друг от друга или это просто свое-образный отчет?
– Можно сказать, что это отчет. Мы все приносим множество фотографий, отснятых за год, и дружно выбираем лучшие.
– Есть ли в фотоклубе новички?
– Варя Семенова, например. Она произвела на меня впечатление еще до прихода в «Фокус», в 2009 или 2010 году, когда я увидела хорошие профессиональные фотографии, сделанные со вкусом, с выдержанной композицией, с пониманием цвета и удачной передачей освещения… А ведь именно в передаче света и тени, в работе с цветом и заключается сама суть фотографии. С другой стороны, конечно, ее фотографии – как окно в другой мир, потому что не каждый из нас бывал на Чукотке или видел Баренцево море, но они действительно хороши.
Юра Егоров пришел в клуб одновременно со мной. Он из Дмитрова. Всегда хорошо, когда кто-то вливается в коллектив, потому что он приносит свое видение окружающего мира, демонстрирует абсолютно другие работы, которые несколько меняют уже сложившееся представление о фотографии.
Поэтому мы всегда рады новым людям. К нам всегда можно прийти в четверг на чай и вместе посмотреть фотографии, а можно показать свои. Мы берем всех, кто желает заниматься фотографией.
– Насколько я знаю, ты фотографируешь не только на «цифру», но и на пленку? Что нравится больше?
– Да, я упорно снимаю на пленку и буду продолжать это делать. И нравится мне больше пленка, потому что я не люблю тратить много времени на обработку фотографий, сидя в специальных программах. Если ты снимаешь на пленку, то просто выбрасываешь неудачный кадр, а когда фотографируешь на «цифру», то пытаешься разными способами поправить этот неудачный кадр, тратишь на это много времени и далеко не всегда получаешь результат, который тебя устраивает. В этом плане пленка удобнее, потому что быстрее отсекается ненужное, быстрее выясняется, что действительно хорошо.
– Но у пленки же есть ограничения.
– Это учит выбирать, что надо снимать, а что – нет. Если мне действительно хочется снять какой-то объект, я думаю об этом, могу подходить к нему несколько раз в разные дни и с разным освещением и выбрать, наконец, тот вариант, который мне нравится. Пленка – это работа.
Но это лично мне нравится пленка, а кому-то – «цифра», в этом споре правых нет. Да и зачем сравнивать.
– А на какой пленочный фотоаппарат ты снимаешь?
– У меня старая немецкая «Praktica» 70-х годов, и она мне очень нравится.
Когда я еще не была сама себе хозяйка, к нам часто заходил Ю. А. Туманов, и мы много говорили о фотографии. И как-то раз он пришел ко мне с сумкой и отдал мне объективы. «Тебе надо. Расти! Учись! Работай! – сказал он. – Все свои кадры я снял именно этим набором».
Потом я ему показывала новые снимки, мы их обсуждали. И я бесконечно ему благодарна за уроки, за критику и за технику, благодаря которой мои работы стали лучше.
– А что или кто чаще всего становится «жертвой» твоего объектива?
– Я очень люблю снимать портреты. Мне интересны люди в естественной для них среде обитания. Строить для человека образ, в котором ему может быть некомфортно, я не люблю.
Еще мне нравится макросъемка, очень люблю снимать цветы.
– Да, твои чудные цветы даже у меня дома на стене висят. Я их взяла на первых «Сушках», («Сушка» – это фотовыставка необычного формата, которая проводится в Дубне с 2012 года летом во время музыкального фестиваля «МузЭнерго» на Молодежной поляне. – Прим. автора). И они мне очень нравятся.
Я знаю, что ты, проработав несколько лет печатником в фотолаборатории, в итоге открыла свою. И что ты, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец.
– Конечно, это был интересный и бесценный опыт – работать на другого человека, учиться тонкостям, учиться видеть фотографии и печатать.
В этом году у меня появился ассистент. Подрастает молодая смена. А до этого я работала одна два года без выходных. Но это определенный ритм жизни, который заставляет держать себя в тонусе. Меньше болеешь.
– Как ты решилась на такой шаг?
– Мне нравится работать в этой области. Нравятся большие печатные машины, нравится подготавливать снимки к печати, нравится видеть готовый отпечаток. Всё-таки, когда смотришь на фотографию в мониторе – это картинка, а когда ты видишь ее в печатном виде – это фотография. Бумажный вариант гораздо приятнее.
Хочу сказать, что печататься надо. Потому что вот у тебя есть гигабайты фотографий на компьютере, и одним движением пальца можно всё уничтожить. Или жесткий диск может полететь, и всё – ничего не останется. А фотографию на бумаге сложнее уничтожить.
Я даже у себя на рабочем месте сделала стену со своими фотографиями: моменты жизни с раннего детства и по сей день. Мои бабушка с дедушкой, родители, мои детские фото, мои друзья и подруги. Люди, которые мне дороги и со мной по жизни. Я с радостью смотрю на эти фотографии. Это же живая история. Связь времен.
В прошлом году Ю.П. Курлапов организовал акцию «Бессмертный полк», посвященную Великой Отечественной войне, и люди с огромным удовольствием приносили фотографии своих дедов, прадедов, реставрировали их и вышли с ними на праздник 9 Мая. Причем никто их не заставлял, это было только их желание.
Вот для этого и надо печатать фотографии – чтоб сохранить историю и продлить приятные моменты. И в этом году мы эту традицию продолжаем.
– Почему ты не сделала фотографию своей профессией?
– Я сделала фотографию своей профессией. Я просто печатаю их (смеется). Потому что на данный момент я не считаю себя адекватным фотографом. Но уже нашла для себя варианты обучения и знаю, куда буду идти дальше. Очень хочется расти дальше именно в фотографии.
– Какие еще у тебя увлечения, помимо фотографии?
– Я очень люблю музыку, время от времени играю с друзьями на музыкальных инструментах. Я играю на скрипке. Меня интересует биология, психология и философия сознания. А еще я постоянно читаю. У меня всё хорошо, и я призываю всех радоваться жизни, снимать фотографии и печатать, конечно же.
Дарья Соловьева
фото Татьяны Серочкиной
|