СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Новая схема власти Печать
24.12.2014 10:20

В Дубне идет административная реформа, в результате которой меняется схема власти. Об этом наш разговор с заместителем руководителя администрации города, представителем администрации в Совете депутатов Николаем Мадфесом (на фото).

– Выборы прошли. После них жизнь не закончилась, но серьезно изменилась в части того, как теперь распределяются полномочия между разными ветвями власти. В городе реализуется административная реформа, жесткая, непростая. Она началась еще весной и продолжается сейчас. Избежать сбоев в работе городского механизма удается, поскольку все, что происходит, делается в рамках закона и в соответствии с Уставом Дубны.

До сентябрьских выборов схема власти, которая работала в Дубне, предусматривала, что глава города возглавляет администрацию, то есть возглавляет исполнительную ветвь власти и одновременно является единоличным руководителем исполнительно-распорядительного органа. При этом Совет депутатов – представительная ветвь. Его председатель избирался из состава депутатов. Этот орган принимал основные нормативные акты города, а глава города вместе с администрацией их исполнял, реализовывал и в то же время имел полномочия высшего должностного лица. Он выступал от лица города на официальном уровне, имел собственные полномочия. Одним словом, работала определенная система сдержек и противовесов, существовало разделение властей на местном уровне на две ветви.

Нам необходимо было внести корректировки в Устав города, поскольку претерпели изменения законы Московской области и Российской Федерации. Сейчас схема власти изменилась. Вячеслав Мухин – глава города, избранный в сентябре населением нашего муниципального образования, возглавляет и Совет депутатов (по закону 131 Российской Федерации глава города может возглавлять либо Совет депутатов, либо администрацию).

Теперь образовалась и заработала еще одна ветвь власти, которой в нашем городе ранее не было – контрольно-счетная палата. Её возглавила Надежда Каприна. Этот орган внешнего финансового контроля, следящий за правильностью формирования бюджета, принятия его, эффективностью расходования бюджетных средств и так далее, начал деятельность в Дубне с октября.

Счетная палата может проверять и исполнительный орган – администрацию, и представительный орган – Совет депутатов. Ей подконтрольны обе ветви власти. Однако председателя контрольно-счетной палаты назначает Совет депутатов.

Организован определенный механизм воздействия одной ветви власти на другую. Чем больше точек опоры у власти, тем более устойчивой может быть эта схема. Подобного опыта в Дубне пока не было. Но наш бюджет, наш муниципалитет много раз проверяли разные контролирующие органы. Теперь же в городе будет на муниципальном уровне постоянный мониторинг.

Включение в эту систему позволяет сделать более прозрачной и понятной схему прохождения и реализации бюджета – основного нормативного акта, безусловно, важного для жизни города. А раньше большинство контрольных полномочий были у Совета депутатов. Замечу, что и сейчас их никто с него не снимал. И третья ветвь местной власти – исполнительно-распорядительная (администрация), которую возглавляет руководитель, назначаемый Советом депутатов по конкурсу.

Теперь у нас в городе на местном уровне представлено три ветви власти, и органы местного самоуправления будут работать по другой схеме. С предыдущим вариантом у нее много схожих моментов. Например, глава города остается высшим должностным лицом с определенными исключительными полномочиями, но сейчас он возглавляет Совет депутатов, входя в его состав с правом решающего голоса, то есть является по сути представителем законодательной власти.

По схеме, которая реализуется на территории нашего города, руководителя исполнительного органа – администрации муниципального образования – Совет депутатов назначает по конкурсу. Здесь соблюдается определенный порядок. Должна быть реализована схема, по которой конкурсная комиссия определит кандидатов. Совет депутатов принимает решение, по которому объявляется конкурс. Этот документ был опубликован в местных средствах массовой информации. В десятидневный срок трое желающих занять эту должность подали заявки. Была сформирована конкурсная комиссия, в которую вошли пять человек, назначенных Советом депутатов, и пять – губернатором Московской области.

Дубну представляли директор ОИЯИ Виктор Матвеев, директор ГосМКБ «Радуга» Владимир Трусов, президент Торгово-промышленной палаты Владимир Бобров, председатель Общественной палаты Елена Игнатенко, представитель Совета депутатов Михаил Подлесный. Комиссия была призвана рассмотреть заявки кандидатов и не менее двух представить Совету депутатов. Что и было сделано.

По результатам рассмотрения комиссии Совету депутатов были представлены две кандидатуры на замещение должности руководителя: Александр Усов – заместитель главы администрации по вопросам управления муниципальным имуществом, земельных отношений, торговли, бытовых услуг, развития инновационной деятельности и информационных технологий, и Евгений Карпов,  возглавляющий МУЧ «Служба заказчика». Совет депутатов на заседании, которое состоялось 27 ноября, назначил руководителем администрации города А.А. Усова.

Глава города – персона, обладающая широкими полномочиями, как и руководитель администрации. Они должны работать в команде.

У нас уже есть исторический опыт прохождения через кризис, когда ветви власти друг друга не понимали и не принимали. Это было в конце 90-х годов. Мы не должны повторять ошибок, которые были. В новой схеме есть система сдержек и противовесов при разделении властей. Она должна действовать, но не мешать совместно работать для достижения общих целей.

Способ организации власти «глава – сити-менеджер» успешно применяется в США, в Европе, и в малых, и в крупных городах. В нашей схеме рычаги управления находятся у трех ветвей власти. Нельзя говорить, что администрация может «нажимать только на тормоз», а Совет депутатов вместе с главой – только «на газ». Это как раз та система разделения властей, которая была обозначена ещё в 18 веке. Шарль Луи Монтескье говорил, что только в том случае, когда есть система сдержек и противовесов, взаимных рычагов влияния, возможно достижение баланса во власти.

Сейчас довольно много эффективных рычагов имеет Совет депутатов, влияние которого усиливается, когда его возглавляет глава города. Он, в данном случае, не первый среди равных, а лицо, которое непосредственно избрано на прямых выборах, как глава. У него есть дополнительные специфические полномочия, помимо таких же, что есть у депутатов. Эта схема тоже может быть эффективной, просто к ней нужно привыкнуть.

И глава города, и руководитель администрации, и депутаты, и любые муниципальные служащие несут ответственность прежде всего перед населением. Но механизмы этой ответственности несколько разнятся. С руководителем администрации контракт заключает глава города, предусмотрены основания для его расторжения.

Мы не были единодушно «за» эту реформу. На мой взгляд, не совсем правильно то, что муниципалитетам не дали возможность самим выбирать схему управления. Сочли, что эффективнее будет сделать выбор на уровне Российской Федерации и субъекта. Это не совсем «в духе» местного самоуправления. Мне кажется, в этом отношении нас ещё ждут изменения в законодательстве.

Подготовила Ольга Панина

WWW.ДУБНА-ТВ.РФ

 
 
< Декабря 2014 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 25 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.