Из-за снижения уровня воды переправа через канал имени Москвы может стать недоступной даже для «газелей». Уровень воды в Иваньковском водохранилище опустился до рекордно низкой отметки за всю историю этого гидросооружения. Перепад по сравнению с нормальной отметкой постепенно увеличивается и уже превышает один метр. Мы попытались выяснить, в чем же причина обмеления и какими могут быть его последствия.
Водитель Анатолий Зайцев ежедневно переправляется на пароме через канал имени Москвы, возит в Дубну хлеб из Конаковского комбината. В одну сторону около тридцати километров. Через дветри недели длина маршрута может увеличиться в несколько раз.
«В прошлом году подобное уже было, вспоминает Анатолий. Мы ездили через Дмитров. Это почти в десять раз дальше. Так что это весьма серьезная проблема».
В прошлом году работа единственной в округе переправы была парализована на несколько месяцев изза того, что понтонный мост ушел под воду. В этом году тоже могут начаться проблемы с паромом для его работы необходимо определенное количество воды.
«Лимитирующим фактором в работе паромной переправы являются припаромки, а не сам паром, объясняет начальник Волжского района гидротехнических сооружений Вячеслав Киреев. Парому воды хватает, грузоподъемность его достаточна. А вот мостик для въезда на паром, который опирается на понтон припаромок лимитирующее место. Когда транспорт въезжает на припаромок, он касается дна. Может произойти повреждение припаромка и его затопление».
Сейчас уровень воды приближается к критической отметке. На паром уже не разрешается заезжать грузовым машинам весом более трех с половиной тонн. В ближайшее время могут закрыть въезд для полуторатонных «газелей».
«Если закроют, у меня будет большой расход топлива, сетует водитель Дмитрий Поляков. Сейчас я: плачу 320 рублей, а экономлю топлива на тысячу. Это выгодно. А если закроют паром, придется за каждый рейс переплачивать 700 рублей».
Важнейший источник питьевой воды для столицы Иваньковское водохранилище, из которого начинается канал имени Москвы, уже потеряло четверть своего объема. Для того чтобы понять, сколько это, достаточно представить опустошенный резервуар площадью в один квадратный километр и высотой в двести пятьдесят метров. Падение уровня водоема заметно невооруженным глазом.
«Видите ступеньки, женщина, которая переправляется на пароме, показывает нам лестницу на левом берегу канала. От кромки воды до ступеней больше метра. Раньше летом вода всегда доходила до этих ступеней».
Уровень водохранилища снизился более чем на один метр по сравнению с отметкой, на которой должна быть вода в это время года. Водоем мелеет с каждым днем: за сутки примерно на один сантиметр. Похожая проблема была лишь однажды в 96м, когда изза низкого уровня воды пришлось даже остановить работу Иваньковской гидроэлектростанции. Сейчас ситуация еще сложнее, чем восемнадцать лет назад.
«Дефицит уровня водохранилища по сравнению с девяносто шестым годом составляет семнадцать сантиметров, продолжает Вячеслав Киреев. То есть в этом году уровень водохранилища еще ниже, чем в 96м году на данную дату. Связано это с тем, что в этом году снега было мало, и воды поступило незначительное количество. А теперь продолжается дефицит осадков».
Запаса воды для работы переправы хватит еще на дветри недели. Если за это время не будет дождей, пропускную способность парома придется ограничить. Долгосрочный прогноз погоды пока что благоприятный: на вторую половину августа синоптики обещают осадки. Сотни водителей, которые регулярно переправляются через канал имени Москвы, сейчас особенно надеются на благосклонность небесной канцелярии.
Глеб СОБОЛЕВ |