СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

О новой структуре местной власти Печать
03.07.2014 11:26

На очередное заседание Совета депутатов, состоявшемся буквально через неделю после предыдущего, был вынесен вопрос об изменениях в главный политический документ города  – Устав, которые парламентарии приняли за основу. Также за основу был принят документ о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя городской администрации.

В спешном порядке

Как отметил заместитель главы дубненской администрации Н.Ю.Мадфес, предваряя свой доклад, мы вынуждены  делать это оперативно, в сжатые сроки. Но прежде хроника событий, способствовавших спешным шагам.  27 мая был принят закон об изменениях в 131­ФЗ, регламентирующий общие принципы организации местного самоуправления, который дал возможность субъектам федерации самим определить способ избрания, формирования органов местного самоуправления муниципальных образований и сроки полномочий.

Мособлдума воспользовалась этим правом весьма оперативно: 2 июня уже был принят закон Московской области, в соответствии с которым для большинства муниципалитетов, в которых планировалось проведение выборов 14 сентября 2014 года, был определен порядок формирования местной власти, по сути, новых структур.

«Для того чтобы, проведя выборы, мы не столкнулись с противоречиями действующего законодательства с Уставом, необходимо привести его в соответствие. Но в отличие от Мособлдумы, мы не можем действовать так поспешно, игнорируя процедуры обсуждения с населением важных для города изменений. Это требование обязательно и по закону, и в духе нашего города», – подчеркнул Николай Мадфес.

На заседании рабочей группы по Уставу, сказал он, определились, что необходимо пройти все этапы, требуемые по закону, и обсудить проект. Конечно, члены группы понимают, что не все детали успели доработать, но для этого еще есть время.

Главные изменения, которые предложены в документ, связаны с перераспределением полномочий между органами местного самоуправления Дубны. Напомним, по новому закону в городе предусматривается избрание на прямых выборах Совета депутатов и главы города, который его возглавит, сам не являясь депутатом. Это одно из главных изменений.

Соответственно, исполнительно­распорядительный орган будет теперь возглавлять глава администрации, для его наименования, кстати, предусмотрено специальное название – руководитель администрации. Он избирается депутатами на конкурсной основе, то есть на основе решения конкурсной комиссии, дальше с ним будет заключаться контракт на срок полномочий Совета депутатов, который его изберет.

Можно, считает докладчик, соглашаться или не соглашаться, но закон принят, и мы обязаны его выполнять, однако есть серьезные сомнения: соответствует ли такое радикальное изменение принципов управления городами без соблюдения исторических и иных местных традиций муниципалитетов европейской хартии местного самоуправления и федеральному закону «Об общих принципах...». Впрочем, это эмоции.

Перераспределение полномочий

Основное, на чем сделан упор в изменениях к Уставу – полномочия, которые раньше были у главы администрации города, перераспределяются между главой города и руководителем администрации. В связи с этим выстроилась определенная логика изменений. Например, инициатива проведения местного референдума принадлежит Совету депутатов и руководителю администрации совместно, а оформляется постановлением администрации города.

Есть, соответственно, и корректировки глав, которые касаются городской представительной власти – Совета депутатов. В основном они касаются председателя Совета, и большинство вопросов переносятся в раздел, который называется «Глава города Дубны».

Кстати, на местном уровне (это провозглашено еще в 2003 году) у нас действует система разделения властей: если глава города возглавляет представительный орган, то его полномочия связаны больше с законотворчеством и нормотворчеством. Опять же у него полномочия как у высшего лица муниципального образования.

Распорядительные функции, которые ранее были у главы города, соответственно переходят к городской администрации и будут у ее руководителя.

Во всех случаях, когда глава города не в состоянии выполнять свои обязанности, последние исполняет заместитель председателя Совета депутатов.

Следующие  изменения касаются непосредственно городской администрации, в основном новой должности – руководителя администрации города, который назначается по итогам  конкурса, проведенного Советом депутатов нового созыва. Дальше определяется срок полномочий руководителя, который равен сроку полномочий горсовета, который его назначает, но не может быть менее 2 лет (так указано в федеральном законе).

Руководитель администрации, в частности, отвечает за вопросы, связанные с бюджетным процессом, имуществом и другими. В измененном Уставе уточнены и наименования должностей заместителей.

Что касается правовых актов, которые выпускаются на уровне муниципалитета, то они разделены: отдельно принимаются постановления главы города, отдельно – постановления руководителя администрации и распоряжения.

– Процедура отрешения от должности руководителя администрации предусмотрена? – поинтересовался депутат В.Б.Трофимов.

– Процедура отрешения от должности возможна только в отношении главы муниципального образования, в отношении руководителя администрации процедура более простая – расторжение контракта на основании решения Совета, ­ ответил докладчик.

– Раньше права собственника муниципального имущества, в том числе земельного ресурса, были приписаны главе города, теперь в Уставе фигурирует, что договора и прочие сделки в этом отношении заключает руководитель администрации в пределах своей компетенции. То есть назначенное лицо, по большей части областью, не может осуществлять права собственника, председатель Совета – тоже. Спрашивается, кто собственник? – задал вопрос представитель «Зеленой Дубны»  Э.А.Тагиров.

– 35­я статья Устава города как предусматривала, так и будет предусматривать, что полномочия собственника исполняет администрация города, у главы города не было отдельно полномочий по распоряжению муниципальным имуществом, ­ констатировал Н.Ю.Мадфес.

Кстати, предложенные изменения в Устав парламентарии приняли за основу для дальнейшей работы, после того как он будет опубликован в официальном печатном издании и Интернете (http://naukograd­dubna.ru), можно в течение месяца подавать предложения. Они подаются в письменном виде в отдел по обеспечению деятельности главы города и Совета депутатов (ул. Ак. Балдина, д. 2, комната 116).

Публичные слушания по проекту Устава пройдут 4 августа 2014 года в 17:00 в зале Совета депутатов (ул. Ак. Балдина, д. 2, зал №117).

В окончательном виде изменения в Устав города планируется вынести на заседание городского Совета, которое состоится уже 7 августа 2014 года. Такой короткий срок между публичными слушаниями и заседанием Совета, конечно, вызывает озабоченность, ведь в ходе слушаний и консультаций с партиями, жителями может появиться много вопросов.

– Есть ли юридическая основа назначения именно этих дат? – уточнил председатель Совета депутатов М.В.Подлесный.

– Обращаюсь ко всем с просьбой представлять предложения не на слушаниях, а раньше. Почему эти даты оптимальны? Дело в том, что далее последует процедура регистрации в минюсте решения Совета, но сначала оно пройдет правовую экспертизу. По закону на это отводится месяц. У главы города на подписание пять дней...

Хотелось, чтобы до даты проведения выборов жители Дубны имели Устав, вступивший в законную силу, актуальный для должностных лиц, которые будут выбраны 14 сентября, ­ заключил Николай Мадфес.

Главный администратор-­распорядитель: конкурс из 10

В развитие предыдущего вопроса парламентариям было представлено положение, которое бы регламентировало проведение конкурсных процедур именно в нашем городе. Правда, оно тесно связано с Уставом города и  юридическую силу будет иметь только после того, как пройдут все процедуры по его принятию.

Итак, конкурсная комиссия, которая будет решать, кто будет после 14 сентября в городе руководить администрацией, формируется на паритетных началах: половина членов из состава нового Совета депутатов, другую половину определяет губернатор Московской области. Раньше, кстати, глава Подмосковья имел право назначить треть от состава конкурсной комиссии.

Количество членов комиссии должно быть четным, город предлагает комиссию из 10 членов: пять  – от парламентариев Дубны, пять – от губернатора. Вариант большего количества членов комиссии, как пояснил Н.Ю.Мадфес, только усложнит принятие решения со стороны Московской области.

В предлагаемом документе, который устанавливает порядок проведения конкурсных процедур, указывается, что любой дееспособный гражданин, соответствующий требованиям закона, может представить документы на участие в конкурсе.

Время отсчета, в которое должны представляться документы, ­ дата опубликования соответствующего решения Совета депутатов в официальном печатном издании. То есть, получается, Совет депутатов следующего созыва должен быть избран – раз, должен вступить в полномочия – два,  и на полномочном заседании принять решение о проведении конкурсных процедур.

С момента опубликования этого решения до даты проведения конкурса должно пройти не меньше 20 дней. В десятидневный срок после публикации кандидаты подают документы.

Формы проведения заседания конкурсной комиссии достаточно  разнообразны: это и собеседования, и анкетирование, и предложения по программам – все заслушивается комиссией.

Но один важный момент: в положении предусмотрено, что конкурс считается несостоявшимся, если на любом из этапов конкурса останется менее двух кандидатов, допущенных к участию в конкурсе.

Выборы, которые потом будут  проводить депутаты из кандидатов, должны быть на альтернативной основе.

– Кто конкретно определяет пятерку кандидатов в конкурсную комиссию от города? – спросил депутат И.Е.Широков.

– Законом предусмотрено, что их определяют депутаты. Это могут быть как депутаты, так и другие горожане, ­ ответил Н.Ю.Мадфес.

Кстати, нынешний глава города, который возглавляет и городскую администрацию, не является муниципальным служащим, на него распространяется совершенно другое законодательство. Это высшее должностное лицо, но не муниципальный служащий. А вот глава – руководитель администрации – это муниципальная должность, поэтому все требования к муниципальным служащим на него распространяются. Например, кандидат не допускается к участию в конкурсе в случае близкого родства с муниципальным служащим, если замещение связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

– После сентябрьских выборов кто будет исполнять обязанности главы администрации? – поинтересовался представитель справедливороссов  В.И.Любавин.

– Мы полагаем, что на период до проведения конкурсов высшее должное лицо вправе назначить исполняющего обязанности. Так делается в тех городах, где какие­то решения в административном порядке принимает губернатор или другое должностное лицо. Может быть, это нужно предусмотреть на уровне решения Совета. Имеется в виду новый Совет, – подытожил зам. главы администрации города Н.Ю.Мадфес.

P.S. Хочется думать, что депутаты Мособлдумы, принимая закон, который «поставил на уши» многие муниципалитеты Подмосковья, руководствовались благими намерениями. Правда, в некоторых моментах все очень сыро и не продумано...

Татьяна Крюкова

 
 
< Июля 2014 >
П В С Ч П С В
  1 2 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.