Две концепции подъезда – доброго и злого Печать
22.05.2014 07:49

Что такое подъезд в нашей жизни - обыкновенный городской российский подъезд в многоквартирном доме? Вы не задумывались? Я тоже не задумывался до тех пор, пока не пришлось в связи с домашним заданием средней дочки по русскому языку (выполнить самостоятельно она его не могла) искать эпитеты для слов «улица» и «подъезд». И выяснил я жуткую вещь! Почти всё в русском языке, что связано с подъездами и улицей,  имеет негативную окраску!

«Подъездная и уличная девушка» - очевидно, что это - нехорошая девушка. «Подъездные и уличные хулиганы» - ну, здесь и комментарии излишни. Очевидные плохие люди, нападающие на честных людей из-за угла. «Ограбление  в подъезде», «тёмный подъезд»… Оказывается, что эти негативные слова и выражения мы используем чаще, гораздо чаще, чем «светлый», «радостный подъезд», «весёлый, нарядный подъезд», «добрая улица» и т.п. Ну, не говорим мы так! Для нас подъезд  - это место,  где затаился враг. Тёмное место, неуютное.

К сожалению, именно такой подход, такая концепция подъезда формировалась в СССР. Жители не должны были никаким образом отвечать за такой подъезд. Он как бы объявлялся «общим», то есть ничьим. Это «ничьё», этот мир «чужого» подъезда активно противостоял миру «своей» квартиры, миру семейного тепла и уюта. Пренебрежение к «общей»,  «советской» улице в приснопамятные времена нашло своё продолжение в пренебрежении к «общему» подъезду. Советские подъезды запомнились нашим людям как тёмные, неуютные, заплёванные.

А ведь на самом деле такого быть не должно! Ведь подъезд это – почти наш дом, преддверие дома. В прямом смысле слова преддверие, то есть то, что находится перед дверями нашего светлого, уютного и такого родного дома. Не может враг жить перед нашими дверями! Его, того тёмного и нехорошего  подъездного врага,  надо из подъезда выгнать, чтобы даже в нашем языке и нашей речи не осталось о нём памяти!

А пока мы мечтаем. Мы мечтаем не просто о благоустроенных подъездах.  Мы мечтаем о местном сообществе, которое постоянно, регулярно будет трудиться на общее благо, чтобы наши дома соответствовали лучшим европейским стандартам.  Каким?

В современной практике обслуживания домов сформировались два принципиально разных подхода к обслуживанию подъездов. Я бы назвал их – две разные концепции подъездов. Первая рассматривает подъезд как продолжение улицы, соответственно этому формируется облик подъезда, определяются ответственные за этот облик и складывается, если можно так сказать, своеобразный пиар такого подъезда. Вторая концепция, второй подход  культивировался в социально  экономически  развитых странах, в Западной Европе, США и Канаде.

Канадский Торонто по праву приобрёл славу самого благоустроенного города мира. Когда в Торонто столкнулись с проблемой нехватки муниципального жилья, сразу же был принят замечательный закон города, укладывающийся в одну строчку и понятный каждому человеку, умеющему читать. Он звучит так: «Муниципальное жилище должно иметь самостоятельный вход с улицы». Во-первых, одной этой фразой была предопределена этажность - не выше пяти. Во-вторых, люди, получившие свою дверь на улицу, стали иначе себя вести. Вандализм в подъездах прекратился практически полностью, преступность упала на несколько порядков. Ведь значительное количество преступлений, как мы сегодня знаем, совершается в подъездах, а их не стало вовсе. И  в-третьих, жители проявили гораздо больше заботы о домах в целом,  потому  что они стали своими. Но  если в Торонто пошли по пути «ликвидации» подъездов, то в европейских странах, где подобная «ликвидация» невозможна, начали культивировать концепцию подъезда как продолжения квартиры. В этой концепции подъезд рассматривается как зона совместного владения и ведения жителей подъезда и тех, кто «отвечает» за дом и улицу. Такую концепцию собирается реализовывать в Дубне управляющая компания ГЕУК. Она пытается сделать подъезд светлым, уютным и дружелюбным. Эта компания искренне пытается стать для жителей другом. Удастся ли ей это? На наш взгляд, да. Судите сами. Количество домов, обслуживаемых этой управляющей компанией, выросло с пяти в феврале до сорока в апреле.