СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Несгибаемая сестричка Люба Печать
12.05.2014 07:54

Сколько бы ни прошло времени, ни сменилось поколений, День Победы был и останется главным праздником страны, близким для каждого из нас, потому что не сыщется на ее территории семьи, которую бы не коснулось лихолетье, опалившее судьбы своим свинцовым дыханием.

Только, к сожалению, свидетелей лихолетья, которое пережила страна, год от года становится все меньше – бег времени неумолим. Они живут среди нас: ходят в магазины, читают книги, участвуют в городских мероприятиях. Такие обычные и великие ветераны Отечественной войны 1941-1945 годов.

В преддверии всенародного праздника редакционная бригада «Встречи» побывала в гостях у Любови Петровны Ермолаевой, участницы Великой Отечественной войны, которая прошла ее от начала до конца медицинской сестрой и завершила в мае 45-го в Бухаресте.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и не пережить того, что испытало военное поколение. Можно только сохранить в памяти, почувствовать и осознать то, что оно пережило, слушая рассказы об опаленных войной судьбах.

Наперекор родителям не летчицей, так медсестрой стала

Любе Ермолаевой не исполнилось и 18 лет, когда фашисты напали на нашу страну. А родилась она в городе Геническе (районный город Запорожской области Украины, расположен на берегу Азовского моря, напротив окончания косы Арабатская стрелка) 23 октября 1923 года.

Детство ее прошло в большой и дружной семье, где, кроме Любы, росли четверо сестер и братьев, поэтому родителям приходилось много работать. Мама трудилась на кондитерской фабрике. Отец возглавлял рыбокомбинат, где вырабатывали черную икру. Естественно, был коммунистом,

«Я, – вспоминает Любовь Петровна, – девчонкой любила ходить к нему на комбинат, наблюдать за процессом. Рабочие меня знали и, только завидев, кричали: «Петр Илларионович, твой помощник пришел».

После отъезда старшей сестры из семьи, Люба осталась за главную, и все дела по дому лежали на ней. Но девушка не унывала, имея сильный характер, справлялась со всеми трудностями.

Мечтала Люба стать летчицей, но строгие родители не разрешили ей поступать в летное училище. И тогда девушка, закончив семилетку, тайком от близких поступила в вечерний медицинский техникум. Целый год она скрывала свою учебу, а когда родители узнали, ничего не смогли поделать: училась дочь отлично и с великим желанием.

После окончания медицинского техникума по распределению Любу направили работать в городскую больницу Перемышля (город в Западной Украине на границе с Польшей), где в основном жили поляки. «Город так же, как наша Дубна, расположен, делится на левый и правый  берег рекой Сан (протекает по территории Польши и Украины, правый приток Вислы. – Корр.). Был очень красивый мост через эту реку, половину его охраняли наши пограничники, вторую – польские... Надо же, еще помню, а ведь мне 91-й год, – смеется Любовь Петровна.

– Нас, трех девчонок из техникума, поселили в старое неблагоустроенное общежитие, где отсутствовали всяческие удобства, были только комната и балкон. Работали в больнице с поляками».

Ужасные санитарные условия, плохое питание сыграли свою роль. Люба сильно простудилась и получила воспаление височной кости, пришлось делать операцию. Еще не зажила рана, не окреп организм, тут пришло страшное известие – началась война.

«С другого берега приходили гражданские, и все говорили: «Немцы уже подходят». А наши воинские части почему-то отправили на учения, остались одни пограничники. И когда в больнице появились первые раненные в боях, я лежала вместе с ними и вместе с ними меня эвакуировали в другой город», – делится ветеран.

Уйти на фронт помог Сиваш

В это время, когда немцы подошли к Геническу, отца Любы призвали на фронт, и отважная девушка, сбежав из больницы, тоже отправилась на призывной пункт. Но комиссия не разрешила Любе идти на фронт: слишком глубокая была рана, и воспаление еще давало о себе знать – без повязок дело не обходилось.

Тогда упрямая девушка решила лечиться сама и поехала на родное Азовское море. «Мы в детстве знали очень хорошее лечение: ходили на Сиваш – соленое озеро, окунались, покрывались солью, и все быстро заживало. Проделала то же самое, что и в детстве: сняла повязку и несколько раз окунулась в озеро – через несколько дней пошла опять в военкомат, уже безо всякой повязки. И меня взяли в армию медицинской сестрой», – рассказывает Любовь Петровна.

С пехотой на передовой

Служила молодая медицинская сестричка Люба на Втором Украинском фронте. Всегда на передовой, рядом со своими наставниками, хирургом Усачевым и его женой. Скольким солдатам оказала помощь, сколько жизней спасла – не пересчитать.

«С армией прошла все, была в морской пехоте, даже морское обмундирование имела. Война шла своим ходом, и мы всегда были на передовой позиции, сразу за пехотой. Раненых подбирали, оказывали первую помощь прямо на поле боя. Тяжело было. Спали зачастую на снегу», – вспоминает те далекие грозные годы Л.П. Ермолаева.

Маленькая хрупкая девушка под вой пуль и снарядов на своей спине вынесла из боя 35 раненых. Руководство санбата обещало представить ее за отвагу и смелость к высокой награде – ордену Красной Звезды, фамилия даже числилась в подготовленных списках к награждению. Но...

Случился казус. Защищая свою девичью честь, Люба подралась с новым начальником, которого за домогательство ударила так, что разбила лицо. Он ее вычеркнул из списка для награды, зато вписал туда, и смех и грех, заведующую аптекой. Грозился отправить девушку в штрафную роту.

Спасла ее бригада артистов Второго Украинского фронта, которая  в то время как раз приехала на фронт. Когда артисты узнали, что гордую непокорную медсестру могут направить в штрафную роту, забрали ее с собой.

Вот так и выжила...

Войну Люба закончила, напомним, в Бухаресте. Находясь на фронте, она не знала о судьбе своих родственников и поэтому после победы сразу поехала в родной Геническ. Но никто ее не встречал.

Выяснилось, что отца вскоре после начала войны  вернули в родной город, так как некому было командовать заводом. «Папу, – продолжает вспоминать ветеран, – отозвали обратно, а я пошла с армией дальше. Так мы с ним расстались и больше я его не видела. Уже когда война закончилась, мне сказали, что его как коммуниста расстреляли немцы, сдал его сосед. Я так и не нашла это место, говорили, где-то есть овраг, где всех расстреливали».

Старшего брата немцы угнали в Германию, и больше он не вернулся. Второй брат тоже погиб. Мама с сестренками успела эвакуироваться к своему брату в деревню, но вскоре она там заболела и умерла. Девочки жили у родственников.

В их квартире поселились другие люди. Мама умерла, папы нет, братьев нет, надо разыскивать сестер – и Люба поехала в деревню к родственникам. Забрала младшую сестренку с собой, сняла комнату у старушки в Одессе и устроилась работать в Одесский окружной военный госпиталь операционной сестрой.

Кстати, там молодая медсестра встречалась с легендарным маршалом Жуковым. Ездила к нему домой делать уколы. «Видела великого полководца, – смеется она, – во всей красе».

В Москву Любовь Петровна попала случайно. Из госпиталя, где она работала, просто так уволиться было невозможно. Однажды в госпиталь на долечивание направили военнослужащего, и Люба ухаживала за ним, помогала во всем. Видя старания и преданность девушки, офицер предложил ей помочь уехать в Москву. Для этого надо было оформить брачные отношения, и Люба согласилась.

И вот она с сестрой уже в Москве. Фиктивный брак быстро расторгли, Люба сняла комнату в коммунальной квартире, но прожила там недолго, потому что сестренка  вышла замуж. Комнату пришлось оставить ей, а сама стала искать себе другую квартиру.

Долго скиталась по чужим углам, пока сослуживица не предложила ей комнату в своей коммунальной квартире. Оказалось, это была судьба. Там она встретила свою большую единственную любовь – будущего мужа.

Расписались без пышного торжества. Долго жили вместе с мамой супруга, а затем мужу предложили работу в Дубне начальником ГАИ. Это было в 60-е годы прошлого столетия. Последнее время перед отъездом из Москвы Любовь Петровна работала старшей сестрой в инфекционном отделении. «А в Дубне работала и в детском отделении, и в инфекционном. Много лет трудилась главной медсестрой в МСЧ-9. В мои обязанности входило снабжать учреждение медикаментами», – заключила повествование о своей жизни фронтовик.

Сейчас Любовь Петровна живет одна, мужа давно похоронила. Детей у них нет – сказались на здоровье холодные фронтовые ночевки на снегу. Первое время, говорит, было тоскливо и тревожно, но сейчас появился помощник и собеседник в лице социального работника.

Под аккомпанемент синтезатора и гитары

Вместе с нашей редакционной бригадой в гостях у Л.П. Ермолаевой с традиционными поздравлениями с великим Днем Победы побывали заведующая отделом социального обслуживания на дому Центра «Родник» В.А. Кузнецова и вокально-инструментальный ансамбль детского клуба «Факел» под руководством Р.А. Бариновой.

Ребята пели фронтовые и современные песни под аккомпанемент синтезатора и гитары, читали стихи. Честно скажу, когда дети запели «Катюшу», к горлу предательски подступил комок, на глаза сами собой навернулись слезы. То ли потому, что эту  песню  очень любила моя мама, взявшая заботу о своих младших братишке и сестренке, которые остались сиротами.  Ее тоже звали Катюшей. Они пережили и немецкую оккупацию, и голод...

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

 

 
 
< Мая 2014 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.