СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Против ксенофобии и экстремизма Печать
17.04.2014 07:37

В конце марта Дубну посетили специалисты муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, системы профилактики безнадзорности и правонарушений из подмосковных городов и районов так называемого северного куста.

В него, в частности, входят, кроме нашего города, городские округа Долгопрудный, Лобня, Химки, Дмитровский, Красногорский, Талдомский, Клинский и Солнечногорский районы. Собрались специалисты на зональный семинар­-совещание на тему "Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в образовательной среде".

Как отметила заместитель начальника дубненского горуно Галина Сушенцова, идея его проведения принадлежит министерству образования Московской области, чтобы еще раз обратить внимание на актуальнейшую проблему в среде подростков.

Наукоград, который всегда был благополучным интернациональным городом, терпимым к представителям других народов, для проведения семинара выбран не случайно. Горожане помнят, как в октябре прошлого года  большая группа молодых людей в возрасте от 15 до 23 лет на левом берегу вышла на улицу, чтобы "физически воздействовать на людей не славянской внешности".

Они использовали пиротехнику и были достаточно агрессивно настроены. К счастью, группу в оперативном порядке локализовали. Были задержаны 25 человек, из них 23 – учащиеся школ города и профессиональных учреждений. Со всеми индивидуально поговорили, подростков передали родителям под расписку...

Семинар открыла главный специалист отдела профилактики асоциальных явлений министерства образования Московской области Анна Изотова. К сожалению, проявления ксенофобии и экстремизма, сказала она, стали частью нашей жизни, серьезной проблемой для тех, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.

Это тревожный знак нашего времени, учитывая масштаб распространения политического и религиозного экстремизма.

За январь­-февраль 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество преступлений террористического характера в стране увеличилось более чем на 41%, преступлений, связанных с экстремизмом, – почти на 37%.

Неутешительные цифры, констатировала А.В. Изотова, говорят сами за себя, призывают к необходимости вести  большую работу  как в семье, так и в школе.

Старший оперуполномоченный по особо важным делам Центра по противодействию экстремизма Михаил Дубовой выделил основные функции центра. Это в большей степени разъяснение правовых понятий и оперативная работа.

Выступавшие обозначили главный принцип противодействия экстремистской деятельности: сотрудничество с общественными, религиозными объединениями, субъектами профилактики, то есть межведомственное  взаимодействие. Одному образованию (школе, вузу) решить вопрос не под силу.

Логика семинара-­совещания выстроена по принципу от общего формулирования проблемы и путей ее решения к частным примерам. Поэтому остальные выступающие представляли Дубну и акцентировали внимание на конкретной работе в этом направлении.

Так, заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  Анна Полькина рассказала о межведомственном взаимодействии в организации деятельности по профилактике экстремизма и ксенофобии среди дубненской молодежи. Она обратила внимание, что на фоне тех событий, что сейчас происходят на Украине, понимаешь, что экстремизм и национализм вот он, рядом.

"Наша задача, задача взрослых, уберечь детей от этого распространяющегося с огромной скоростью вируса. На территории города сегодня между структурами профилактики имеется и взаимодействие, и взаимопонимание, и поддержка правоохранительных структур", ­ подытожила А.В. Полькина.

После событий октября прошлого года, как отметила Г.В. Сушенцова, в образовательных учреждениях города решили провести анкетирование, подобное тому, которое проводили в 2009 году, чтобы посмотреть, что за это время изменилось в головах наших детей.

Понятно, что это были другие дети, потому что прошло время. Но поразило, что на вопрос, чьей проблемой вы считаете проблему межнациональных, межрелигиозных отношений (проблемой государства, тех, кто приехал в страну, тех, кто живет здесь постоянно, или вообще не считаете проблемой), резко увеличилось количество ответов, в которых проблема возлагается на плечи тех, кто приехал сюда из других стран.

Еще один настораживающий фактор – это ответ на вопрос: "Если вы станете очевидцем конфликта на почве межнациональных, межрелигиозных отношений, вы попытаетесь примирить стороны, примете сторону одного из участников конфликта, останетесь нейтральными к происходящему, обратитесь за помощью".

Если в 2009 году большая часть школьников склонялась к попытке примирить стороны, то сейчас большинство считает, что примет сторону одного из участников конфликта. То есть сама конфликтность в молодежной среде резко возросла.

В наших школах порядка 5 400 учащихся, 2% из них приезжие. Вроде бы небольшой процент (хотя есть тенденция к возрастанию этой цифры), но много возникает вопросов, к которым, говорит Г.В. Сушенцова, мы оказались не готовы: проблема с языком, проблема мировоззрений.

Здесь очень важно обратить внимание на терпимость к национальным особенностям, воспитание толерантности. "Мы были рады, что в городе чуть более года назад появился Центр национальных культур. Причем он один из немногочисленных в Подмосковье, и его опыт оказался очень актуальным", ­ заметила, предваряя выступление руководителя центра, Галина Сушенцова.

Руководитель Центра национальных культур Л.В. Алексеева говорила о его роли в воспитании толерантности среди молодежи. Центр тесно сотрудничает с представителями всех стран­-участниц Объединенного института ядерных исследований, проводится  множество встреч, праздников, мероприятий. За одним столом в центре собираются грузины и армяне, татары и узбеки, украинцы и белорусы.

Например, на празднике, посвященном 65­-летию Корейской Народно­-Демократической республики, из 18 стран-­участниц ОИЯИ в центре собрались представители 12. Приходят сюда и семьями.

Педагог дополнительного образования дубненского центра детского творчества "Дружба" И.В. Глаголева  поделилась с присутствовавшими возможностями дополнительного образования в формировании навыков межкультурных отношений.

Снизить влияние негативных факторов возможно при удачном совместном сохранении и возрождении культур народов  Российской Федерации и изучении культур народов других стран.

Кроме традиционных форм работы с воспитанниками центра и их семьями, которую проводят педагоги  дополнительного образования, есть еще одно направление – клуб  молодой семьи.  И в рамках работы клуба молодой семьи организован клуб интернациональной дружбы.

"Социальное развитие ребенка происходит не только посредством обучения отдельным видам социальной деятельности. На самом деле ребенок – составная часть всей социальной системы, и постепенно усваивает принципы построения общества   со всеми его многочисленными связями.  Он учится себя вести сначала по отношению к родителям, своим близким, а позднее во взаимодействии вне семьи", ­ заключила Ирина Глаголева.

Без сомнения, гости увезли зерна рационального и полезного из того, что услышали на семинаре. Впрочем, думается мне, что специалисты, которые работают в непростой сфере профилактики ксенофобии и экстремизма, используют похожие формы в своей работе. Будет ли результат, увидим – статистика вещь упрямая.

В заключение поделюсь мнением одного из участников семинара, может, пригодится на будущее: "В Дубне ведь есть университет, где обучается огромное количество молодежи разных национальностей. Хотелось бы послушать, как работают университетские специалисты в этом направлении. Среди докладчиков их не было"...

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

 

 
 
< Апреля 2014 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.