Кот ученый прибыл в город Печать
10.04.2014 07:00

– Приезжайте в «Радугу», посмотрите на нашего Кота ученого в завершенном виде. Он настолько хорош, что не влюбиться в него невозможно! – эмоциональное приглашение городского парламентария, директора спорткомплекса «Радуга» Игоря Вяземского  редакционная бригада «Встречи» приняла безоговорочно.

Напомним, в апреле прошлого года газета познакомила читателей с уменьшенной  пластилиновой копией скульптурной композиции под названием «Кот ученый»,  идея создания которой и принадлежит Игорю Альбертовичу Вяземскому. Именно он отслеживал все этапы рождения кота: от эскизов до отливки  (надо признать, финансировал работы тоже он).

Обаятельнейший  бронзовый котофей на колонне, которую венчает капитель, в настоящее время расположился в кабинете своего создателя. И вмиг стал достопримечательностью: всяк сюда заходящий не в силах отказаться от соблазна погладить мощную кошачью спинку, прикоснуться к фолиантам, на которых кот сидит, заглянуть в умные, говорящие глаза, тем более что вся композиция высотой в рост человека – удобно с котом общаться...

Из пластилина –  в бронзу

– Какой же путь проделал пластилиновый макет, о котором мы рассказали читателям в апреле прошлого года?

– Далее над воплощением идеи в жизнь работали формовщики и литейщики. Хронология  событий такая: пластилиновый кот поехал на комбинат в Москву. Кстати, кот  безумно всем понравился, и делали они его как собственное дитя. Можно сказать, кота не просто делали, его рожали.

Формовщик, который готовил форму скульптуры,  с котом породнился кровно. Потому что, работая над ней, он травмировал себя: глубоко порезал палец, даже пришлось зашивать. Для литейщиков, слава богу, обошлось без эксцессов, – делится Игорь.

– Когда мы встречались год назад, был только кот в пластилиновом исполнении, а сейчас и постамент, колонна прямо греческая, с капителью. В бронзе все смотрится очень законченно, гармонично, и высоту угадали...

– Форму, кстати, сначала делали для кота, потом для капители, для колонны – все отливали отдельно. Когда кота привезли в Дубну, он был оранжево­красный. Его отшлифовали скульпторы, отец и сын Шитовы, Анатолий  Макарович  и Дмитрий Анатольевич (он как раз основной образ кота сделал).

Потом кот снова поехал в столицу, там его покрыли благородной патиной. Затем его привезли обратно к скульпторам, в д. Крева. Очень приятно, что они его делали в условиях настоящей природы, среди другой живности.

Когда люди начнут его спинку, щечки гладить, то это будет становиться золотым, то есть  будет проглядывать желтый металл, такая вот особенность. Когда добрые человеческие руки гладят, получается, проглядывает золото. Алхимия, да и только.

– Так  где же скульптура  пропишется  на ПМЖ? В университетском дворике?

– Она будет стоять в «Радуге», пока не определится дальнейшая судьба, постоянное местонахождение. Скажу честно, мне уже жалко с котом расставаться, он очень позитивный,  и все, кто его видел, заряжаются положительной энергией.

– Малая форма  как одна из форм объединения города – традиция хорошая. Все­таки лучше, если Кот ученый обретет свое место именно в городе, не в помещении.

– Не готов пока ответить, где скульптура будет стоять. Может, в Симферополе... Скульптор сказал: «Формы остались, не волнуйся». Теоретически можно одну копию поставить в Симферополе, другую в дубненском университете. Но пока подвижек со стороны вуза нет, – заключил Игорь Альбертович.

Какая у Дубны душа?

В завершение разговора  автор идеи украсить улицы города малыми архитектурными формами  предложил поразмышлять о городе. Не обошлось без философских метафор.

– Если город условно сравнивать с человеком, то у них есть тело (у города дома как человеческие клетки, в которых происходит какой­то обмен, к ним ведут кровеносные сосуды – дороги), и оно живет само по себе, независимо ни от чего, потому что так его создала природа. Есть у города ум, сознание, интеллект – наш город, к примеру, наукоград. И еще есть душа. Предлагаю дубненцам откликнуться и подумать, какая душа у Дубны.

– А Вы об этом уже думали?

– Может, это природа, которая нас окружает, или вода, которой в Дубне так много. В каждом городе, в принципе, своя душа. Может, это что­то созданное людьми. Но если говорить об обществе, то душа ­ это то, что объединяет. Природа нас объединяет, как ни крути, и вода объединяет.

Тот же Высоцкий нас тоже объединяет, но, наверное, нельзя говорить о нем как о душе нашего города, потому что принадлежит он не только нам. Наука не может быть душой города – это все­таки больше ум (рациональность).

– Душа ведь что­то эфемерное, но  в то же время именно она делает человека счастливым и город, наверное, тоже. Какое отношение к этому имеют малые архитектурные формы?..

– Если говорить о природе или о воде  как о душе нашего города, то тогда получается, что жители относятся к своей душе, мягко говоря, не очень хорошо. Это повод задуматься,  и, наверное, вот такие именно скульптуры и призваны людей чуть изменить. Кот ученый не относится ни к телу, ни к уму, все­таки к душе, и трогает скульптура именно душу. Правда, как человеку здесь живущему  мне кажется, что душа как­то задвинута.  Может, в будущем что­то изменится, но сейчас, к сожалению, это так. Город не откликнулся на скульптуру...

Если говорить о воде как о душе нашего города, здесь уместно вспомнить отношение к природе, воде, местам массового отдыха. Выйдите летом на берег Волги, Московского моря, озера Лебяжьего  и увидите, как относятся люди к своей душе. Для меня это непонятно.

И, возвращаясь  к малым формам, возьмем, к примеру,  Дмитров.  Как мне рассказывал скульптор  А. М. Шитов, город заказывает скульптуры у Рукавишникова, а это после Церетели  самый дорогой скульптор России, он автор памятника Высоцкому на Ваганьковском кладбище. И с ним Дмитров делает уже десятый памятник. Находят деньги.  Верно  говорят: кто хочет, всегда найдет возможность, а кто не хочет – найдет  причину.

– А раньше, на Ваш взгляд, у города была душа?

– Думаю, в 60­е годы она была, это время смешения физиков и лириков. Но тогда другая страна была, радовались за Гагарина, победы вдохновляли. Дух был, однозначно. Скорее всего, за счет внутренней свободы, которая здесь присутствовала. Поскольку Дубне многое позволялось, она была на передовом крае, поэтому сюда приглашали и поэтов, и художников, и артистов. Дубна была островом свободы, решая задачи для страны.

Плюс здесь было очень много иностранцев, и руководители страны  хотели показать всему миру, что у нас такая же свобода, как везде, – считает депутат.

Памятник любви, воде, кошачий остров?..

– Как вернуть то необыкновенное, утраченное во многом своеобразие города? Малые оригинальные архитектурные формы  могут решить эту задачу хотя бы частично? Есть мысли на этот счет?

– Безусловно. Есть мысли что­нибудь еще придумать, но задачу мы уже усложним. Например, предлагаем подумать, как можно представить памятник любви. Это философия, но это интересно. То, чего еще нигде нет. И памятник воде тоже можно было бы. Или город­остров, можно, к примеру, какой­нибудь кошачий остров сделать, населить его котами на любой вкус...

– Генератор идей, только успели одно воплотить в реальность, уже другое стучится?

– А что­то приходит и приходит. В Дубне много всего можно сделать, обыграть город велосипедистов, поставить тандем, например. Журавли опять же в сквере Журавлева…

Почему так мало человеческого в городе, греющего душу? Мы собираемся развивать туризм, но туристы чувствуют, насколько искренни, человечны скульптуры, – сказал Игорь Вяземский.

Кот ученый, действительно, получился очень человечный. Сейчас работа над скульптурой полностью завершена, и желающие могут по договоренности с директором спорткомплекса «Радуга» увидеть это чудо, потереть спинку, просить помощи и мудрого решения...

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова