СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Покупатель не всегда прав Печать
27.03.2014 07:35

В  редакцию поступают вопросы, связанным с нарушением прав потребителей  при заключении договоров купли­продажи, выполнении работ, оказании услуг.  Ответить на них мы попросили Г.А. Дедову – главного специалиста­эксперта  Территориального отдела Управления Роспотребнадзора  по Московской области в г.Дубне, Дмитровском, Талдомском  районах.

­ В редакцию поступают жалобы  наших читателей на действия сотрудников сетевых магазинов, которые требуют возмещения убытков  за поврежденный покупателем по неосторожности  товар, выставленный в торговом зале для продажи.

­ Закон «О защите прав потребителей» регулирует значительную часть отношений, возникающих между потребителями,  продавцами и исполнителями, но многие нормы прописаны именно  в Гражданском кодексе. Также не следует забывать о том, что многие отношения, на которые распространяется действие Закона, регулируются специальными законами.  В случае, когда покупатель вследствие умысла или по неосторожности повреждает или уничтожает товар, выставленный для продажи, отношения между продавцом и потребителем  регулируются  не Законом о защите прав потребителей, а Гражданским кодексом РФ.

Например,  в супермаркетах или магазинах самообслуживания  покупатель роняет товар на пол, повреждая его. При этом договор купли­продажи товара на момент его порчи заключен не был: в соответствии с Гражданским кодексом РФ договор признается заключенным только с момента оплаты товара. Таким образом, в тот момент, когда потенциальный покупатель по неосторожности разбивает товар, между ним и организацией, являющейся собственником товара, нет никаких договорных отношений, и Закон «О защите прав потребителей» указанную ситуацию никак не регулирует.

В данном случае отношения между данными лицами регулируются  гражданским законодательством, поскольку в этом случае нарушается право собственника уничтоженного или поврежденного товара.

Следует заметить, что нередки случаи, когда сотрудники магазина  пытаются задержать  покупателя, причинившего  вред предприятию торговли, и вынудить его приобрести поврежденный товар  по  цене, по которой товар продавался изначально. Данные действия являются незаконными. Единственное, что могут сделать сотрудники магазина, это предъявить требование возместить причиненный вред, а также вызвать сотрудников полиции для того, чтобы определить, не являются ли действия покупателя  хулиганством.

­У дубненцев  по­прежнему много вопросов,  касающихся   прав потребителя на обмен товара надлежащего качества.

­ Право потребителя на обмен товара надлежащего качества следует отличать от прав потребителя, связанных с обнаружением недостатков товара. Основанием для возникновения прав потребителя, связанных с обнаружением недостатков товара, является нарушение его прав, выразившееся в продаже ему товара ненадлежащего качества. Право же на обмен товара надлежащего качества существует у потребителя вне зависимости от нарушения его прав.

Перечень оснований, по которым потребитель может потребовать обмен  товара надлежащего качества, является исчерпывающим: несоответствие формы, габаритов, фасона, расцветки, размера или комплектации товара пожеланиям потребителя. Другие причины не могут служить основанием для удовлетворения требования  потребителя о замене товара надлежащего качества. При этом следует помнить, что обменять можно только непродовольственный товар. Причем  требование может быть предъявлено  только продавцу, у которого приобретен товар ­  ни изготовитель, ни импортер, ни уполномоченные представители такие требования удовлетворять не обязаны.

Согласно требованиям ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребителю для обмена непродовольственного товара надлежащего качества предоставляется четырнадцатидневный срок, который не может быть приостановлен, на его течение не влияют обстоятельства, связанные с невозможностью использовать товар.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый  чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Кроме того, следует учитывать, что не все  непродовольственные товары надлежащего качества подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого  размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Перечень утвержден Постановлением  Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55.

Потребитель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы только в случае, если им первоначально было заявлено требование об обмене, которое не было удовлетворено продавцом по указанным в законе причинам. В том случае, если потребитель сразу заявляет требование о возврате денег, такое требование не подлежит удовлетворению, поскольку не соответствует закону.

­ Нередки случаи, когда исполнителем   нарушаются  сроки выполнения работ либо оказания услуг.

­ На сегодняшний день   способом определения срока выполнения работ или услуг является договор. В том случае, если срок выполнения работ договором не установлен, такой договор является незаключенным.

Периоды оказания услуг или работ обычно указываются в виде стандартных периодов времени (дней, месяцев, лет), но могут указываться и иным способом.

Нарушение сроков выполнения работ или услуг в соответствии с нормами закона является существенным нарушением, предполагающим наибольшую ответственность исполнителя. В отличие от последствий нарушения продавцом сроков передачи товаров, данная норма закона предполагает наличие у потребителя таких прав, как возможность поручить выполнение работы или услуги третьему лицу, выполнить их самому с возмещением расходов, а также уменьшение цены работы или услуги. При этом убытки, причиненные потребителю, должны возмещаться в  сроки,  в которые изготовитель обязан удовлетворить его требования, предусмотренные ст.28 Закона «О защите прав потребителей». То есть если назначается новый срок выполнения работы или услуги, то в этот же срок должны быть компенсированы убытки.

Как и в случае с правами потребителя, возникающими в случае обнаружения недостатка товара, потребитель вправе предъявить изготовителю только одно из требований, предусмотренных данной статьей, при этом изменение или предъявление новых требований возможно только в случае просрочки исполнения первоначально предъявленного требования. По тем же причинам одновременное предъявление изготовителю двух требований с предоставлением изготовителю права удовлетворить одно из них не влечет за собой никаких правовых последствий.

Материал подготовила

Вера ВЕРЕСОВА

 
 
< Марта 2014 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 28 29 30
31            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.