Исследования подтвердили эффективность гидрофобов Печать
20.03.2014 10:16

Защитные покрытия «Гиброфоб» – один из инновационных проектов, реализуемых в рамках нанотехнологического центра «Дубна» на основе разработок, сделанных в НИИ прикладной акустики. Их эффективность уже смогли на практике оценить автомобилисты и недавно подтвердили исследования, проведенные в Мичиганском университете (США). 

Напомним, что разработки гидрофобных (водоотталкивающих) составов велись в нашей стране с 50-х годов прошлого века. Нанесение такого состава на стекла и другие поверхности обеспечивает так называемый «эффект лотоса»:  вода не задерживается на поверхности, а стекает с нее, унося частицы пыли и грязи. Гидрофобных покрытий на рынке немало, но дубненская разработка, соответствуя качеству лучших импортных аналогов, при этом гораздо дешевле. «Гидрофоб» дубненской разработки обладает рядом уникальных свойств,  особенно актуальных для России и российских погодных условий.  В частности, этот состав устойчив к низким температурам; может наноситься при температуре до нуля градусов (остальные требуют от плюс 20 градусов);  помимо гидрофобных свойств придает обработанной поверхности эффект антиклея, антиграффити, значительно упрощает удаление наледи;  держится на лобовом стекле автомобиля более 6 месяцев; на боковых стеклах и стеклах зданий – более года, на силикатных и целлюлозных материалах – 10 лет.

Как сообщил генеральный директор управляющей компании наноцентра «Дубна»  Алексей Гостомельский, исследования, проведенные в Мичиганском университете, показывают, что гидрофобное покрытие стекла увеличивает обзорность на 34% по сравнению с необработанным ветровым стеклом в дождь. Как следствие, время реакции водителя на небольшое препятствие уменьшается на 25%  – с 4 до 3 секунд.  А при скорости 60 км/ч одна секунда задержки соответствует 17 метрам пути.

Гидрофобные составы дубненской разработки уже используются в тестовом режиме на некоторых автомойках Дубны, налажено экспериментальное производство, на очереди – промышленное.  Более широкое их использование позволит найти простое и доступное решение целого ряда проблем, и не только для автомобилистов: известно, например, что в больших городах часто приходится мыть окна, и собственники зданий тратят большие деньги на промышленных альпинистов и мойщиков окон; автобусные остановки, стекла в общественном транспорте, фасады зданий заклеиваются рекламой, бесследно удалить которую после высыхания клея практически невозможно. После обработки «Гидрофобом» все эти проблемы исчезают.

По информации кандидата химических наук, старшего научного сотрудника ФГУП «НИИ прикладной акустики» и научного руководителя компании «Защитные покрытия» Романа Новичкова, на подходе новейшие разработки, которые позволят выйти в научные лидеры направления. Так, уже готовы первые составы, придающие стеклу свойство супергидрофобности (смачивания водой вообще не происходит). Эти составы предстоит доработать до опытных образцов и вывести на рынок. Параллельно идет разработка средств для других типов поверхностей: тканей, строительных материалов и кожи.

Вера Федорова