СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Легенда дубненской прокураторы Печать
20.03.2014 09:22

С Валентиной Николаевной Шамониной (на фото) – легендой дубненской прокуратуры, которая полвека трудится в ее строю  и наград различного уровня имеет столько, что и не счесть, мы познакомились, когда готовили материал к профессиональному празднику – Дню работников прокуратуры.

«Валентина Николаевна – наш министр внутренних дел. Весь документооборот на ее плечах: она все знает, все умеет, да  и человек  замечательный, – отзывается о коллеге прокурор города Р.В. Батанов. – Даже сразу затрудняюсь сказать, какой я по счету прокурор в ее трудовой биографии». 

Робкой семнадцатилетней девчонкой, после окончания школы №2, пришла она в дубненскую прокуратуру. Было это в июле 1964 года, на тот момент отдел остался без секретаря (ушла в декретный отпуск), и Валентине предложили поработать здесь какое-то время. Предполагалось, что потом она устроится в другое место.

Прокурор, секретарь и следователь

– Приказ о моем назначении, – вспоминает Валентина Николаевна, – был выпущен 1 июля 1964 года. Бывший до меня секретарь после декретного отпуска в прокуратуру не вернулась, так я и осталась.

В этом году исполнится ровно 50 лет, как пришла в прокуратуру. Прокурором в то время был Николай Михайлович Кремезной, с которым отработала один год. Раньше по Конституции прокуроры служили в одном месте пять лет, потом их перемещали в другой район: существовала дислокация, чтобы не успевали обрастать бытом, связями...

– Должность секретаря прокуратуры была чисто гражданской?

– На протяжении полувека она претерпевала изменения. Сначала секретаря перевели в инспекторы. Через некоторое время секретарей аттестовали и повесили прокурорские погоны. Служба пошла уже совсем другая. Потом нас сделали госслужащими, решив, что должность заведующего канцелярией – должность госслужащего.

– Что собой представлял город в 1964 году с точки зрения прокурорских дел?

– Если сравнивать, то раньше мы и за 15 лет не могли накопить по документообороту всего, что сейчас поступает за год. Меньше возбуждалось уголовных дел, и сама ведомственная переписка была существенно меньше (сейчас же техника способствует большему бумажному обороту: факс, электронная почта, телефоны плюс нарочные). И отчетности такой не было.

Статистический отчет помещался на одно полотно, где отмечались все дела, в том числе и следствия (его в 2007 году вывели). Прокуратура, конечно, ведет особую категорию дел – убийства, изнасилования, самые тяжкие преступления по Уголовному кодексу.

– В те далекие 60-е годы, наверное, и преступлений подобных меньше было?

– Особо тяжкие преступления – убийства, происходили в основном на бытовой почве, да и сейчас они такие: напились, подрались... Умышленных, заказных, не помню. Правда, одно убийство, потрясшее город в 1964 году, осталось нераскрытым. Я и сейчас помню фамилию пострадавшей женщины – Петрова, она шла на электричку, и где-то в лесочке ее убили...

–  Мне помнится, как наши родители в связи с этим случаем  запретили выходить из двора (мы жили тогда в финском доме в институтской части города), до этого пятилетняя, шестилетняя ребятня  свободно бегала под «предводительством» более старших. Впрочем, запрет через некоторое время был снят. Это я к тому вспомнила, что мы на улицах города чувствовали себя как в собственном дворе – в безопасности.

– В то время была какая-то особенная аура в городе. Кстати, коллектив прокуратуры на тот момент составляли  прокурор, секретарь и следователь. Потом  появился один помощник, потом еще один. На сегодняшний день в отделе пять помощников, есть заместитель...

Все я перевидала тут, но свои прокурорские погоны не доносила до выслуги, наверное, года два (нужно было 20 лет). Я вышла на гражданскую пенсию, но так сложилось, что уйти не смогла, осталась в отделе. Так и тружусь по сегодняшний день. В основном на мне статистика, самый ответственный и сложный раздел, – делится Валентина Николаевна.

На вопрос о наградах, коих, как мы уже сказали вначале, просто не счесть при таком послужном списке, наша собеседница ответила:

– Действительно, перечислить сложно, есть среди них и награды генерального прокурора, и губернаторские, и прокурора Московской области, много наград городского уровня и ценных подарков.

– А самая  памятная, самая запоминающаяся? – не отставали мы.

– Трудно выделить одну, каждая награда памятна. Самая интересная, пожалуй, это знак  губернатора Московской области «Благодарю», который представляет собой цветное изображение герба Подмосковья, расположенное в центре овала с красной эмалью. Овал находится в центре золотистой розетки, выполненной в виде листового орнамента. В верхней части знака лента с синей эмалью, на которой золотистыми буквами расположена надпись «Благодарю».

Прокуроры – разные, зав. канцелярией одна

За многолетнюю службу Валентины Николаевны в дубненском надзорном органе прошло не одно поколение прокуроров, в том плане, что советники юстиции сменяли друг друга на посту руководителей прокуратуры, каждый привносил в ее организацию что-то свое.

– Как с ними работалось? Приходилось ли подстраиваться под характер?

– Ни с одним прокурором никаких разногласий не было, может, в силу моего спокойного, уравновешенного характера. Помнится, когда в 17 лет пришла секретарем к Николаю Михайловичу Кремезному, конечно, первое, что почувствовала – робость. Скромная, не знала, как сказать, как спросить и  вообще  что делать. Это с опытом пришла уверенность, и от робости не осталось следа.

Очень долгое время для всех была просто Валей, и для начальников милиции, и для коллег. Когда возраст подошел, конечно, стала Валентиной Николаевной.

– Все прокуроры, с которыми Вы работали, – представители сильной половины человечества?

– Действительно, прокурорами в городе были мужчины, прекрасная половина человечества служила помощниками, сейчас впервые в истории дубненской прокуратуры на посту заместителя прокурора женщина – Елена Анатольевна Иванова.

У нас замечательнейший коллектив, дружный, молодые помощники приходят с такой жилкой, которой у нас в свое время не было. Есть взаимозаменяемость и взаимопомощь. На удивление многих коллективов, где, чего греха таить, не очень-то друг друга жалуют.

Знаете, приятно, когда прокуроры, работавшие здесь, коллектив не забывают, всегда при встрече, с любой оказией передают приветы, – с гордостью говорит Валентина Николаевна.

– Какие они, прокуроры, для Вас: строгие, суровые?..

– Конечно, у каждого,  помимо профессионализма, своя отличительная черта. Илья Борисович  Кутьин, например, был мне как отец родной, Арнольд Григорьевич Лесневский – очень хозяйственный. В отделе ведь нет хозяйственной части (она в области), поэтому все падает на плечи прокурора. Роман Викторович Батанов – универсальный «солдат»: и хозяйственную часть отдела в руках держит (при нем уже дважды ремонт был), и еще  профессионально занимается фотографией...

– На Вашем столе столько бумаг, что свободного местечка не найти. Как можно справиться с таким объемом?

– У меня, действительно, самый большой стол, потому что больше всего бумаг. Бывает, что из-за них меня и не видно. Конечно, все читать не могу просто физически, поэтому по диагонали, два слова. Если это дело на контроль, то выставляю на контроль. Больше всего внимания уделяю следствию, где нельзя пропустить ошибку. В настоящее время в полиции много молодежи работает, и бывают всякие ошибки, а не хотелось бы.

– Не предлагали за это время поменять работу?

– Жизнь пробежала незаметно, но не мимо. По молодости были варианты, когда меня звали в разные места, но не смогла с прокуратурой распроститься, так и осталась здесь, и нисколько не жалею. На одном месте сидишь, все знаешь, все свое, родное.

Память, правда,  есть, профессиональная. Пока не исчезает, слава богу. Коллектив очень доброжелательный, между собой ладим, работаю с удовольствием и не могу сказать,  что работа однообразная – каждый день приносит что-то новое. Прокуратура – моя колыбель, ничего у меня в жизни больше нет.

Театр и живопись

Как водится, в заключение беседы мы говорим с Валентиной Николаевной о семье и досуге. У нее взрослая дочь, которая работает в администрации города, 25-летний внук. Никто из близких  с прокуратурой не связан: муж был строителем.

– Зачастую мы свою работу «носим» домой, делимся с домашними...

– К прокурорским работникам ведь особые требования, и я дома никогда о работе не говорю.

– На досуге чем любите заниматься?

– Конечно, работа у нас ненормированная, но я очень люблю театр. Меня поддерживает в этом старший помощник прокурора Евгения Григорьевна Шихалева. Мы вместе посещаем театр, ездим в экскурсионные поездки, на выставки.

А 50 лет назад наша семья жила в бараках, и не было денег даже доехать до Москвы. Кстати, когда я пришла в прокуратуру, зарплата была 42 рубля, потом стала 45, потом 87 рублей, после аттестации, конечно, она уже была достойной: все-таки офицер, в погонах. В отставку ушла юристом третьего класса. Это я потому рассказываю, что в юности  не могла себе позволить увлечение театром.

– Какой театр предпочитаете?

– Драматический, конечно. В оперу сейчас не попасть, в Большом театре после ремонта заоблачные цены. Одна из последних поездок – в театр Вахтангова на антрепризу. Очень часто ездим на постановки в Кимрский драмтеатр (у дочки небольшая машина, она сама за рулем).

– Выставки посещаете, любите живопись...

– Часто ходим на выставки работ Александра Шилова, творчество которого мне очень нравится.  Люблю все, что реально. Фантастику не очень уважаю, хотя молодыми были – зачитывались произведениями Александра Беляева.

Ходили на выставку Ильи Глазунова (мне, правда, его творчество не нравится).  Часто бываем в Пушкинском музее, на выставках разных передвижников.

– А сами не пробовали брать кисть в руки?

– Нет, что Вы.

– Вы веселый человек?

– Как вам сказать, разудалой веселости во мне нет. Чтобы запеть, заплясать – нет. Я себя сама отношу больше к степенным, серьезным людям. И смолоду такая была.

В заключение беседы на предложение прокурора Р.В.Батанова,  что надо обязательно сделать фото для газеты, она ответила: «И назовем снимок не Ленин в октябре, а Валентина Николаевна в прокуратуре». С юмором у нашей собеседницы все в порядке.

Беседовала Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

 

 

 

 
 
< Марта 2014 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.