СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Любимая «начерталка» и всеобъемлющий Пушкин Печать
27.02.2014 07:01

Спешила на встречу со старшим преподавателем кафедры высшей математики и естественно-­научных дисциплин филиала МГТУ МИРЭА Лидией Александровной  Николаевой (на фото), которая вот уже более 20 лет открывает своим студентам сложный мир начертательной геометрии, и, если честно, представляла совсем другого человека.

 

 

Почему­-то ждала максимум логичных и «строгих линий» в беседе, минимум чувств и эмоций. Впрочем, и первое, и второе столь гармонично соединяются в этой обаятельной и располагающей к себе женщине, что слушать ее одно удовольствие.

Надо видеть, как оживают глаза, светлеет лицо, когда она говорит о коллегах и своих выпускниках.  Человек глубокого интеллекта, многогранный, неравнодушный, живо интересующийся, что происходит вокруг – рядом с ней просто не замечаешь, как летит время. Кстати, встретились мы с Л.А. Николаевой не случайно: 25 февраля она отметила свой 65­летний юбилей.

Сибирская закалка

По образованию Лидия Александровна  инженер­механик,  в 1972 году окончила Тамбовский институт химического машиностроения. Выбор совсем не женской, на мой взгляд, специальности был обусловлен профессией отца.

– Папа – инженер, и мне хотелось быть инженером, – делится Лидия Александровна. – Так  распорядилась судьба. В Дубну приехала в 1977 году, а после окончания института по распределению и по зову сердца уехала работать в Сибирь, в Кемерово. Три года трудилась в научно­исследовательском институте азотной промышленности.

С благодарностью вспоминаю всех коллег, с которыми работала, столько почерпнула для себя и профессионально, и чисто по­человечески. Город высокой культуры, интеллигентные люди и работа интересная. К нам, молодым специалистам, относились, как и ко всем, с большим уважением, но в то же время и требовательностью.

– Прошли сибирскую закалку...

– Ни минуты не пожалела, что отработала в Сибири, увидела Кемерово, Красноярск, Томск, Омск. Я влюбилась в красивые города и красивых людей. Когда  уезжала, коллеги подарили  мне настенное бра с надписью «Светить всегда, светить везде!» Стараюсь это пожелание нести по жизни: дарить людям свет, знания. А ведь коллеги на тот момент не могли и предположить, что буду преподавать. Я была конструктором.

– Ваш конструкторский стаж довольно весомый – 21 год. Когда Вы почувствовали, что накопленные опыт и знания просятся наружу, когда их уже нельзя было удержать?

– Конечно, в тот момент, когда окончила институт, не думала о преподавании. Дело в том, что сразу с институтской скамьи преподавать нельзя, надо пройти большую жизненную и профессиональную школу. Вот, когда это за плечами есть, действительно, чувствуешь, что должен нести знания другим, – уверена Лидия Александровна.

Умей найти красоту в работе!

Плакат с таким призывом висел в конструкторском отделе, где работала наша собеседница, это и стало жизненным кредо, которому она по сей день следует. Отработав много лет инженером-­конструктором, прошла конкурс на замещение вакантной должности в МИРЭА, сначала ассистентом (это был 1993 год), а затем штатным сотрудником, еще через 6 лет стала старшим преподавателем.

«Лучшей работы, – признается Лидия Александровна, –  я не знаю. На самом деле: видеть пытливые глаза студентов, знать, что несешь знания, которые станут основой их профессии, это такой стимул в жизни. Ради чего мы и живем. Вот уже 21 год преподаю, и мне очень нравится. Всегда радуют успехи учеников».

Глаза сияют, когда преподаватель говорит про успехи своих студентов, и не только. Кстати, чтобы пробудить интерес к своему любимому предмету, она сама пошла в общеобразовательную школу (№5) и 8 лет отработала там преподавателем черчения. Воспитала многих учеников, которые на городских олимпиадах занимали призовые места.

В вузе по итогам контрольно­проверочных мероприятий 80% студентов, изучающих дисциплину Л.А. Николаевой, усваивают преподаваемый материал на «хорошо» и «отлично».

От студента –
до специалиста

На вопрос, насколько отличаются студенты первого курса, которые только пришли в учебное заведение, и выпускного, пятого, Лидия Александровна ответила:

– Конечно, отличаются, они становятся профессионалами, у них жизнь меняется, на глазах идет становление. И в воспитательном смысле они взрослеют и мужают. У нас, кстати,  много успешных выпускников, и я рада, что многие, кто у меня учился, стали конструкторами, даже ведущими.

Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика у студентов очной, очно­заочной и заочной форм обучения закладывает необходимый фундамент для последующей работы будущего выпускника. За время работы в МГТУ МИРЭА Л.А. Николаева  подготовила свыше 17 000 специалистов для предприятий научно­промышленного комплекса  Дубны, Московской области и различных регионов страны.

– Но ведь по уровню знаний студенты приходят очень разные, иногда диаметрально отличающиеся, как с ними справляетесь?

– Действительно, приходят разные по уровню, у кого­то даже черчения в школе не было, поэтому подход к студенту индивидуальный. Хоть мы и говорим, что у нас занятия групповые, но все равно понимаешь, что с каждым надо индивидуально заниматься.

– Это удается?

– Удается. Через тернии и бессонные ночи. Но со временем они учатся работать. В итоге выходят специалисты. Наверное, не все будут высокого класса, это тоже от способностей зависит, но если человек себя в жизни нашел, определился с работой, встал на ноги – задача выполнена, и мы этому рады.

– Выпускники часто к вам заходят?

– Встречаемся довольно часто. Те, кто живет в Дубне, приходят в приемную комиссию (с нее начинается наш вуз) просто пообщаться. Я своим первокурсникам всегда говорю: вы пришли, и как бы трудно ни было, учитесь. Потом спасибо скажете. И действительно, приходят, благодарят. А мне счастье, что окончили вуз, нашли себя в жизни, состоялись. Ради этого и живем.

Нам надо не двойку, тройку или пятерку поставить студенту – научить. Начертательная геометрия – предмет  очень сложный, чтобы его постичь, нужно иметь хорошее пространственное воображение.

– Бывает, что на лекциях приходится разряжать обстановку? Наверное, при такой сложности предмета это требуется?

– Бывает по­разному, и я в качестве разрядки стараюсь привести какой­то жизненный пример из отношений преподавателя и студента. Зачастую такой, который бы отложился в памяти, иногда курьезный, иногда смешной, иногда серьезный, предотвращающий впоследствии ошибку конструктора, ведь она чревата риском для жизни людей, работающих с его изделием.

Л.А.Николаева выполняет сложные обязанности заместителя ответственного секретаря приемной комиссии университета по филиалу. Принимает активное участие в работе по профессиональной ориентации молодежи и школьников на получение специальностей, приобретаемых в университете. За годы работы
Л.А. Николаевой в приемной комиссии профессионально ориентировано и набрано для обучения свыше 3 000 человек.

– Говорят, успехи студентов – это успехи их преподавателей...

– Вы не представляете, как я рада, что у них все получается. Как­то увидела игру команды по брейн­рингу (так она здорово играла) и вспомнила капитана – мой студент, который правильно решил задачу за 20 минут от силы, тогда как всем давался на это час. У нас есть студент, который учился на одни пятерки, и я с гордостью показываю выписку его оценок, – говорит преподаватель.

Выписка, действительно, знатная: в глазах рябит от оценок «отлично». Разработка одного из выпускников филиала, работающего ведущим инженером­конструктором, участвовала в международном салоне изобретателей в Женеве, где получила специальный приз и золотую медаль.

Кроме того, студенты помогают преподавателю выпускать методические пособия, сами становятся авторами научных статей. Конечно, такие люди в жизни не пропадут и будут благодарны своему учителю.

Л.А. Николаева – автор трех учебно­методических пособий по инженерной графике, написанных в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и способствующих лучшему усвоению основ преподаваемого предмета.

Путешествия и книги: для души и сердца

В свободное время, когда удается (а это бывает не так часто), преподаватель вместе с супругом, который, кстати, работает инженером-­конструктором одного из градообразующих предприятий, с удовольствием путешествуют  по России.

– Я настолько в нее влюблена, – признается Лидия Александровна, – нахожу в поездках по городам отклик и для сердца, и для ума. Путешествия дают много сил. Мы с мужем всю Россию объехали. Золотое кольцо... Карелия... Ведь можно прожить всю жизнь и не увидеть озер, не увидеть Валаам, Кижи, не побывать на Онеге. Енисей, отроги Саян, ГРЭСС... Видишь это и испытываешь чувство нереальности происходящего.

Еще одна любовь – поэзия Пушкина и книги о художниках. У нас был учитель черчения, который так преподавал, что я поняла, как важно встретить человека, который тебе этот мир откроет. Он вел урок, приносил картины и рассказывал о художнике, о том, как подбирались персонажи и предметы, изображенные на картине.

Он сориентировал нас на литературу о художниках, за что очень ему благодарна. Множество книг прочитала, среди них известные «Муки и радости» Ирвинга Стоуна о Микеланджело, «Нагим пришел я...» Дэвида Вейса о Родене и т.д. Все это мне заложил учитель. Да, строгий предмет – начертательная геометрия, но мне хочется, чтобы в душу запал также.

Рассказывая про людей, которые оставили в жизни заметный след, юбилярша отмечает среди них нашего земляка, журналиста и писателя  Виктора Лихачева. «Человек, который вдохнул в меня много сил. Прочитав его книги, поняла: «Коноплянку тот услышит, к людям кто любовью дышит». Поэтому если все делать с любовью, все получится. Вообще это счастье быть нужным, радоваться победам своих учеников», – заключила Лидия Александровна Николаева.

Беседовала Татьяна Крюкова

Фото Юрия ТАРАКАНОВА

За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов Л.А. Николаева награждена почетной грамотой управления народного образования г. Дубны, почетной грамотой администрации г. Дубны, Благодарственным письмом Московской областной думы, почетной грамотой Министерства образования и науки, имеет медаль «Ветеран труда», ей присвоено звание «Почетный работник МИРЭА».

 

 
 
< Февраля 2014 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 28    
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.