СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Больше внимания особенным детям Печать
12.12.2013 10:10

С 1991 года в городе работает специальная  коррекционная общеобразовательная школа «Возможность». Эта школа уникальна для Московской области. В ней собраны пять типов коррекционных школ для детей-инвалидов с разными диагнозами. Усилиями Управления народного образования г. Дубны, директора школы и всего педагогического коллектива эту школу удалось сохранить несмотря на буйство реформы образования у нас в стране. 

Но вместе с тем, в работе школы имеются некоторые трудности, обсудить которые в рамках заседания Общественной палаты г. Дубны собрались заинтересованные стороны и члены Общественной палаты.

Заседание Общественной палаты состоялось 19 ноября. Кроме членов комиссии Общественной палаты по здравоохранению, социальной защите, образованию и воспитанию, на нем присутствовали: начальник управления народного образования Т.К. Виноградова, начальник отдела ресурсного обеспечения общего образования  М. К. Антонова, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы «Возможность» В. А. Смирнова, директор государственного казенного учреждения социального обслуживания Московской области «Дубненский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина»  Н. М. Зарубина, родители детей-инвалидов  Е. Е. Субботина  и  А. Е Пятова.

В повестке дня значилось два главных вопроса. Первый связан с организацией обучения детей-инвалидов в школе «Возможность»,  второй – с организацией реабилитации детей-инвалидов в центре «Бригантина».

Основной проблемой обучения в школе «Возможность», по мнению родителей,  является недостаточное  количество учебных часов в неделю. В этом году их число составляет от 9 до 12, но и это количество удалось сохранить только благодаря переводу учебного заведения в статус малокомплектной школы на 1 год.

Очевидно, что детям с умственной отсталостью, аутизмом и другими подобными заболеваниями, влекущими нарушения интеллекта, необходимо больше времени, чем обычным детям, чтобы усвоить программу. Кроме того, эти дети просто ущемлены в своем праве на полный объем обучения.

Такая проблема возникла в связи с тем, что финансирование обучения теперь производится по подушевому принципу. Если бы этих детей можно было обучать классами по 9-12 человек, что является предельной наполняемостью классов, то по действующим нормативам финансирования  часов обучения было бы больше. Но, к сожалению, дети-инвалиды с нарушениями интеллекта, у подавляющего большинства которых серьезные проблемы с концентрацией внимания, нервной системой, поведением, часто могут обучаться только индивидуально или  максимум вдвоем или втроем. Так как в основном обучение проводится в классах по 2-3 человека или индивидуально, а оплата работы преподавателей рассчитана на 9-12 человек в классе, то приходится уменьшать количество часов для каждого класса.

Кроме того, дети обучаются в школе «Возможность» всего 9 лет, тогда как в России существуют коррекционные школы с 12-летним курсом обучения, и родители многих обучающихся желали бы, чтобы их дети получали образовательные услуги максимальные по длительности и объему.

В связи с недостатком часов для обучения детей в школе «Возможность» родители обращались в Управление народного образования г.Дубны с просьбой рассчитать стоимость платных занятий. Расчет показал, что стоимость одного дополнительного платного занятия составляет 350 руб. Если здоровых детей можно обучать совместно и при этом делить эту сумму на всех, то дети-инвалиды в ряде случаев не могут заниматься в группе. В результате от таких занятий родителям пришлось отказаться. Нужно еще учесть, что, как правило, мамы таких детей почти не имеют возможности работать, так как за особенным ребенком  нужен постоянный уход, и в связи с этим доход семьи снижен.

Для решения этой проблемы члены Общественной палаты при поддержке Управления народного образования г. Дубны  решили составить обращение в министерство образования Московской области с просьбой инициировать разработку типового положения о  специальном (коррекционном) образовательном учреждении смешанного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Предполагается рекомендовать предусмотреть в таком положении меньшие нормы предельной наполняемости классов, которые предусматривали бы установление иного норматива расходов стандартной стоимости педагогической услуги, исходя из действительных потребностей учащихся.  Также взята на контроль проработка вопроса о возможности увеличения срока обучения в школе «Возможность» до 12 лет.

Вторая проблема родителей детей-инвалидов состоит в том, что  мамы таких детей практически не могут работать. Если учесть, что в день у ребенка в среднем всего два урока, то времени на доставку ребенка в школу и обратно (сами дети в школу ходить не могут)  у родителей уходит очень много. По этой же причине у школы есть филиалы как на правом берегу, так и в левобережье. А после занятий ребенка нельзя оставить дома одного независимо от  возраста – за ним нужно постоянно присматривать. Так что возможность продленного дня для детей-инвалидов после занятий была бы большим подспорьем для семей с такими детьми.

Директор центра «Бригантина» Н. М. Зарубина рассказала о перспективах развития центра и о возможности не только принимать в центре детей-инвалидов с нарушением интеллекта во второй половине дня, но и о возможной помощи в транспортировке детей в центр как с правого берега, так и с левого. Существенная проблема заключалась в плохой связи родителей детей-инвалидов и центра «Бригантина». Такая связь появилась благодаря работе Общественной палаты. Кроме того, член Общественной палаты благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа  В . Ю. Бобиков предложил сестринскую помощь как родителям детей-инвалидов, так и центру «Бригантина». Эту помощь с радостью приняли, и стороны обменялись контактами.

Для лучшего контакта с родителями детей-инвалидов и другими жителями  Дубны члены Общественный палаты  рекомендовали реабилитационному центру «Бригантина» создать станицу в сети Интернет для увеличения доступности информации о проектах и услугах центра, а также более тесно сотрудничать с городскими СМИ.

Когда ребенок-инвалид становится совершеннолетним,  он не перестает быть инвалидом. При определенных заболеваниях нет разницы, совершеннолетний инвалид или нет – он требует постоянного внимания и ухода. И если в законодательстве у родителей таких детей есть право на неполный рабочий день и дополнительные выходные дни, то по достижении детьми 18-летнего возраста такие права исчезают. Очевидно, это пробел в нашем законодательстве. Поэтому члены Общественной палаты г. Дубны решили обратиться в Общественную палату Московской области с предложением инициировать вопрос о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации о праве родителя инвалида с нарушениями интеллекта старше 18 лет на неполный рабочий день и дополнительные выходные дни.

В вопросе о взрослых инвалидах с нарушением интеллекта очень бы помогло создание реабилитационного центра для инвалидов, ведь сидеть в четырех стенах всю жизнь очень трудно. Н.М. Зарубина сообщила, что сейчас в Дубненском центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник» идет ремонт, и есть планы по работе в этом направлении. Общественная палата решила взять этот вопрос на контроль, и в ближайшее время состоится встреча с директором центра.

Наша справка

По статистике Управления здравоохранения Дубны за 2012  год, в городе проживают 50 инвалидов с нарушениями интеллекта в возрасте до 18 лет и 318 совершеннолетних. За последние четыре года численность инвалидов стабильна, и уменьшения не наблюдается. Инвалиды с нарушениями интеллекта – это особая категория инвалидов, за которыми требуется постоянный уход. Таких детей трудно обучать, им нужно уделять много внимания, а взрослые инвалиды практически не способны работать.

Анастасия Большакова, член Общественной палаты г. Дубны

 

 

 

 

 

 
 
< Декабря 2013 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.