Владимир Кульчицкий: «Инженеры сегодня встроены в глобальный процесс» Печать
31.10.2013 07:30

Подготовка инженерных кадров должна отвечать новым вызовам в развитии технологий, в том числе процессам глобализации в разработке и производстве высокотехнологичной продукции. Роль частно-­государственного партнерства в образовательной сфере становится особенно важна. Об этом говорилось на IV Всероссийской научно-­практической конференции «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы в Российской Федерации», проходившей недавно в Конгресс­-центре Особой экономической зоны «Дубна».

Новым требованиям в подготовке инженеров в условиях глобализации было посвящено, в частности, выступление президента группы компаний «Прогресстех», заслуженного работника транспорта России, доктора технических наук, профессора Владимира Кульчицкого:

­ Наша компания занимается интеллектуальными услугами в области высоких технологий, ее заказчиками являются все ведущие авиастроительные корпорации мира, включая  российские. И поэтому мы сталкиваемся с проблемой подготовки кадров постоянно –  потребность в кадрах составляет до 400 человек в год.

Дело еще и в том, что качество инженерного образования в стране серьезно упало. Это связано и с тем, что престиж профессии инженера заметно снизился, и с тем, что новые вызовы, которые появились в подготовке инженерных кадров, не учитывались бывшими в Советском Союзе инженерными школами.

Инженеры сегодня встроены в глобальный процесс: в настоящее время нет ни одного государства в мире, которое делает высокотехнологичную продукцию в одиночку. Даже такие крупные разработчики продукции, как США и объединенная Европа, вынуждены быть интеграторами всего лучшего в мире при выпуске своей продукции. Могу сказать, к примеру, что разработка самолета Боинг 787 американской является только на 25%. 75% всех поставок выполняются другими государствами: это и Италия, и Япония, и Великобритания, и Россия в том числе.

Поэтому сегодня требования к подготовке инженеров включают в себя не только знание профессиональных навыков, но и умение интегрироваться в общий процесс создания техники в мире. Нужно представлять, как она создается, представлять стандарты других государств, уметь работать в интернациональных  командах, непосредственно осуществлять интерфейс с поставщиками агрегатов, которые производятся в других государствах.

Мы ведем активную работу по подготовке кадров – работаем со студентами, начиная с 4­го курса ,во многих вузах страны: в МГУ, в МГТУ им. Баумана, в Дубне, на Украине. Готовим кадры по специальным программам, которые обеспечивают дополнительную подготовку инженеров с учетом современных тенденций, в том числе знания  иностранных языков, глобализации и представления об этом. Например, мы участвуем в программе  Global Design Challenge, в которой интегрировано большое количество вузов мира: два российских, два украинских, два американских, один европейский и шесть индийских ­ обращаю на это внимание, потому что во всех развивающихся странах вопрос подготовки кадров становится крайне важным, и главным нашим конкурентом в борьбе за интеллектуальный заказ сегодня являются индусы. Развитие у них идет очень быстро как раз потому, что большое внимание образованию уделяется именно на государственном уровне. В ходе реализации проекта  были созданы интернациональные команды из разных вузов, каждой команде поставлена задача разработать новую компоновку для летательного аппарата будущего. Участие в таких крупномасштабных программах позволяет создать представление у студента и будущего специалиста о той реальной работе, в которой он будет участвовать.

Подводя итог своему выступлению,  профессор Кульчицкий отметил, что советское инженерное образование соответствовало потребностям советской экономики  в том виде, в котором она существовала, но при этом год от года деградировало.  После распада Советского Союза инженерное образование деградацию ускорило. Это было связано и с потерей статуса инженеров, и с тем, что появились новые, принципиально иные направления в области разработки новой техники: за последние 25 лет произошла техническая и технологическая революция, которая полностью изменила облик этой работы, а вузы остались в прошлом.

­ На самом деле сегодня происходит возрождение, ­ подчеркнул Владимир Кульчицкий. ­ Оно происходит постепенно: есть вузы, которые ориентируются на новые технологии. Эти вузы не в Москве, и они не будут в Москве никогда. Инженерная подготовка будет сосредоточена в городах на расстоянии не ближе, чем Дубна. И я считаю, что Дубна в этом смысле – прекрасное место, где будут готовиться очень хорошие инженерные кадры. Пока же из 10 тестируемых нашими специалистами выпускников вузов тесты компании как инженер проходит один, и то с большой натяжкой. Мы вкладываем деньги в подготовку специалистов для компании – платим стипендии, дополнительно привлекаем  профессорско­преподавательский состав и т.д. Но для того, чтобы из десяти хотя бы четверо были обучаемыми, нужна существенная государственная поддержка, скоординированная с компаниями, которые потребляют эти кадровые ресурсы. Только в таком частно­государственном партнерстве можно создать новую инженерную школу, которая будет соответствовать замечательным традициям русской инженерной школы, а впоследствии и советской инженерной школы.

Стоит отметить, что выступление В.А. Кульчицкого не прошло бесследно: в состоявшихся в перерыве конференции переговорах с директором департамента особых экономических зон и проектов регионального развития Минэкономразвития России Андреем Соколовым была достигнута предварительная договоренность о создании площадки для подготовки кадров для технико­внедренческих компаний на территории Инновационно­технологического  центра ОЭЗ «Дубна», с привлечением для   практического обучения студентов старших курсов профильных университетов.  Готовность стать соучредителями такого центра высказали руководители двух  групп компаний ­ «Прогресстех»  и  «Промтех», но наверняка к ним присоединятся и другие резиденты ОЭЗ.