Актуальные проблемы в развитии приоритетных областей научно-технической деятельности, получивших развитие в Особой экономической зоне «Дубна», а также вопросы развития российских наукоградов обсуждались на секционных заседаниях 4 октября, во второй день работы IV Всероссийской научно-практической конференции «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы в Российской Федерации».
Секцию по вопросам развития наукоградов вели вице-президент – директор Союза развития наукоградов России Михаил Кузнецов и директор нанотехнологического центра Троицка Виктор Сиднев, экс-мэр этого города и один из самых известных магистров интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». В центре обсуждения, в соответствии с основной темой конференции по кадровому обеспечению высокотехнологичных компаний, были механизмы привлечения молодых ученых и специалистов для работы в наукоградах и технико-внедренческих особых экономических зонах. География участников этой секции была самой широкой – от подмосковных наукоградов до алтайского Бийска, от Санкт-Петербурга до волжской Самары. Рассмотрен широкий круг вопросов, в том числе сохранение и развитие культурологической среды наукоградов, целевая образовательная деятельность, решение вопросов по обеспечению молодых специалистов жильем. В работе этой секции участвовали и выступили с сообщениями ответственный секретарь наблюдательного совета ОЭЗ «Дубна» Александр Рац и директор МУП «Дирекция программы развития наукограда Дубна» Евгений Рябов.
Секция «Композиционные материалы: компоненты, технологии, конструкции» уже традиционно была по сути своего рода мини-конференцией в рамках большой конференции, с обсуждением актуальной для отрасли проблематики и приглашением ведущих специалистов. Сопредседателями этой секции выступали генеральный директор НПП «АпАТэК», соруководитель Центра науки и образования «Перспективные конструкции, технологии, материалы» Сколковского института науки и технологий профессор Андрей Ушаков и начальник лаборатории Института физики твёрдого тела РАН профессор Сергей Милейко, которого называют патриархом нанокомпозитной отрасли (профессор Милейко известен мировому научному сообществу как специалист в области наномеханики и прочности материалов, является автором 200 научных работ, двух монографий, одна из которых Metal and Ceramic Based Composites, Elsevier, Amsterdam, 1997 служит настольной книгой специалистов по композитным материалам, а также обладателем 25 авторских свидетельств и патентов).
Как известно, компания «АпАТэК» в 2003 году построила в Дубне, в семейном парке отдыха, пешеходный мост, первый в серии малых и парковых мостов из композитов. За прошедшие годы эта серия, наряду с пешеходными мостами у железнодорожных платформ, получила развитие: малые мосты из композиционных материалов построены в парковых зонах Москвы, Сочи, Альметьевска, а доклад специалистов НПП «АпАТэК» "Development of Modular Arched Bridge Design" (A.E. Ushakov, S.N.Ozerov, S.V.Dubinsky) был удостоен награды Американского инженерного общества (ASCE) за лучшую инновационную работу в области конструирования.
На прошедшей конференции Сергей Озеров, главный конструктор НТИЦ «АпАТэК – Дубна», резидента ОЭЗ «Дубна», выступил с новым предложением: реализовать на территории особой экономической зоны пилотный проект первого в России автодорожного моста из композитов. К настоящему времени автомобильные мосты из композиционных материалов построены и функционируют в наиболее развитых странах мира – США, Великобритании, Японии.
Только отсутствие необходимого опыта именно в создании реальных объектов не позволяет внедрять подобную продукцию в России, считает профессор Андрей Ушаков. – Создав первый в России автодорожный мост, мы покажем, что это можно делать и это очень эффективно.
Конечно, немалое внимание на заседании секции по композитам было уделено новейшей разработке резидента ОЭЗ – вагона-хоппера из композиционных материалов для российских железных дорог: были представлены результаты математического моделирования, прочностные расчеты, анализировались особенности технологии изготовления крыши и кузова вагона, методика их испытаний.
Как известно, эта разработка была представлена (и получила высокую оценку специалистов) на промышленной выставке-ярмарке в Ганновере (Hannover Messe 2013) и недавнем IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий ЭКСПО 1520 в Щербинке. На вопрос о ее дальнейшей судьбе генеральный директор НПП «АпАТэК» ответил, что компания вместе с заказчиком – научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» (ее представители участвовали в работе конференции в ОЭЗ «Дубна») работает над подготовкой изделия к серийному производству. Предполагается, что в течение ближайших полутора лет такая работа будет завершена это очень короткий срок для промышленного освоения новых технологий.
На высоком уровне прошли секционные заседания второго дня в других научно-технических направлениях: по проектированию сложных технических систем; высокопроизводительным средствам хранения, обработки и передачи информации, облачным вычислениям и Большим Данным (Big Data); технологиям и применению трековых мембран; технологиям вакуумного напыления; технологиям сверхпроводимости; нанохимии и функциональным наноструктурам.
Итоги работы секций были подведены на заключительном пленарном заседании конференции, после чего ее участники обсудили и приняли (в основном) итоговую резолюции, в которой содержится ряд предложению по улучшению кадрового обеспечения высокотехнологичных компаний.
Вера Федорова |