СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Городской архив Дубны: лучшие в ЦФО Печать
17.10.2013 09:59

Повод побывать в Архивном отделе администрации нашего города выдался весьма приятный: коллектив отдела стал победителем второго этапа Всероссийского конкурса на лучший муниципальный архив, заняв первое место в Центральном федеральном округе. Символично, что в грядущем году архивная служба Подмосковья отметит 90­-летний юбилей, так что победа дубненского отдела стала отличным подарком юбиляру.

Как преобразовалась архивная служба региона, некогда насчитывавшая всего восемь человек (ныне в государственных и муниципальных архивах Московской области работают более 350 сотрудников), пожалуй, будет повод рассказать в ближайшее время, пока лишь замечу, что все эти годы не менялась задача архивистов – обеспечивать сохранность, комплектование, учет и использование документов архивного фонда Московской области. С этой задачей, судя по высокой оценке организатора профессионального конкурса – Федерального архивного агентства, сотрудницы дубненского отдела Марина Александровна Скорбач, Елена Сергеевна Васильева и Дарья Александровна Мачихина справляются  на отлично. А возглавляет этот небольшой коллектив и задает тон его работе Ольга Николаевна Карягина – жизнерадостный человек, обаятельная женщина и высокий профессионал своего дела.

В гости нас в коллективе­победителе, несомненно, ждали – мы же предупредили, ведь что ни говори, а незваным и нежданным гостем быть явно не хотелось. Но там, в архиве, говорят его сотрудники, каждый посетитель чувствует себя вполне комфортно, ведь главное правило, которое царит в этом учреждении уже много лет – это бережное отношение не только к архивным документам, но в первую очередь к посетителям, которые приходят с самыми разными проблемами.

Пока мы беседуем с Ольгой Николаевной Карягиной и Мариной Александровной Скорбач, Елена Васильева и Дарья Мачихина ведут прием граждан. Обращаются горожане, позже поясняют эксперты отдела, при поиске недостающих документов для оформления пенсии, восстанавливают документы по приватизации жилья, при решении земельных вопросов. В архивах отдела удается находить такие ценные документы, о существовании которых дубненцы порой и не подозревают…

Действительно, в хранилищах собраны уникальные архивы, причем самые первые документы, рассказывает Ольга Николаевна, на хранение были приняты 12 января 1966 года, спустя неполный год с момента образования этой службы в нашем городе.

­ Это были документы Дубненского городского совета и его исполнительного комитета, Иваньковского поселкового совета, городского финансового управления и другие, ­ продолжает О.Н. Карягина. ­ За первый год работы сотрудники архива открыли девять фондов. Сегодня же на учете в городском архиве находится уже 187 фондов объемом более 18 тысяч единиц хранения (одна единица – отдельное дело до 250 листов каждое).

Архивный отдел всегда славился своими традициями, которые поддерживали его руководители. За 48 лет существования городского архива его возглавляли Изида Ивановна Жукова, Валентина Александровна Артюх, Федор Петрович Кормилицын, Нина Константиновна Кутьина, Лидия Андреевна Чекмарева. 17 лет в городском архиве проработала Галина Васильевна Мозжухина, и вклад каждого из этих людей, а также коллективов, существовавших в разные годы, поистине бесценен.

Архив, добавляет Марина Александровна Скорбач, содержит документы постоянного срока хранения (управленческие и личного происхождения) и долговременного (75 лет хранятся информационные данные по личному составу предприятий – лицевые счета, личные дела сотрудников, приказы о назначении, увольнении и т.п.). Основные источники формирования архива – полтора десятка  организаций, которые обязаны регулярно сдавать документы. Организации городского подчинения сдают документы каждые пять лет, областного – десять, федерального – пятнадцать лет. Вместе с тем, хранить и ежегодно описывать документацию обязаны все.

­ Эта информация имеет исключительно важный социальный характер, ­ подчеркивает Ольга Николаевна. ­ К ней как документальному свидетельству  для подтверждения персональных сведений граждан (трудового стажа, доходов и т.п.) мы обращаемся очень часто. К сожалению, сегодня не существует контроля за передачей на архивное хранение документов по личному составу ликвидированных предприятий.

Почти ежедневно для подтверждения трудового стажа и заработной платы к нам обращаются граждане, оформляющие пенсию, но мы (увы, это не редкость) не можем им в этом помочь. Сегодня мы сталкиваемся с потоком людей, у которых из­за безответственных работодателей, вовремя не передавших документальные сведения, оказываются потерянными пять, десять, а то и больше лет трудового стажа – те годы, которые по причине отсутствия документов мы не можем подтвердить. В таких случаях единственный выход – поиск свидетелей и обращение в суд с последующими неприятными хлопотами и разбирательствами. Вот почему снова и снова я обращаюсь к руководителям предприятий с убедительной просьбой: храните документы сотрудников, ежегодно делайте их опись, а при ликвидации предприятия сдавайте в городской архив. Это не только порядок в делопроизводстве, но и прежде всего уважительное отношение к людям.

За последние годы, рассказывают нам в городском архиве, спрос на архивную информацию значительно вырос. Небольшое сравнение: если в 2004 году дубненские архивисты исполнили 971 запрос граждан, то в 2012 году уже 2705 запросов. Кроме того, дубненцы обращаются в архив по различным социально-­правовым, имущественным и земельным вопросам, подавляющая часть которых (около 97%) выполняется с положительным результатом и в установленные законодательством сроки.

Работе архивов за последние годы уделяется большое внимание, и Всероссийский конкурс на лучший муниципальный архив, впервые в этом году проводимый  Федеральным архивным агентством, яркое тому подтверждение. Победа же дубненского архивного отдела в нем среди территорий Центрального федерального округа – наглядное свидетельство профессионализма сотрудников и эффективного устройства работы службы в целом. Действительно ,выдержать высший балл по ряду критериев – от кадрового обеспечения и материально-­технической базы до обеспечения сохранности и учета документов – было непросто. Но выдержали, показав и образцовое содержание архивных фондов, и заинтересованность, и творческий подход коллектива, и отличную материально-­техническую обеспеченность, которая сегодня достигается, признаются нам сами сотрудницы, не только за счет помощи вышестоящей структуры, но еще и как правило благодаря поддержке спонсорских организаций. Так что тот уют и комфорт, который царит в кабинетах и хранилищах архива, также сыграл свою роль при подведении итогов конкурса.

А еще творчество. Оно тоже сыграло немаловажное значение. Какое еще творчество? – спросите вы, ­ когда речь идет о бумагах, документах и фото… Оказывается, решающие баллы в копилку дубненской команды принес как раз фильм, снятый телеканалом «Дубна» ­ филиалом телеканала «Подмосковье». Сюжет весьма глубокой по своему смыслу и насыщенной по объему информации презентации оказался достаточно прост: смешные мультипликационные герои смурфики устраивают спор, кто из них хранит более важную информацию. Короткий ролик раскрывает работу архива, увлекая зрителя самыми уникальными документами и эпизодами из жизни наукограда и его горожан.

Подготовка к конкурсу была серьезной, хоть каждодневная работа в нем не затихала ни на минуту. Напротив, как раз в это же время в архивном отделе проходила плановая итоговая проверка работы муниципального архива Главным архивным управлением Московской области, а также областной семинар руководителей муниципальных архивов. Удалось приобрести и внедрить пусковую систему «Архив» для оперативного поиска информации, хранения электронных образцов документов, учета и перемещения документов. На сегодня в программу занесены 257 дел, а это 25 677 листов архивного фонда. Проведены работы по улучшению материально-­технического состояния архива: приобретен кондиционер для нового архивохранилища, установлены счетчики потребления воды, приборы регулирования тепла в архивохранилищах. «Да и это пожалуй еще не все», ­ заключили мои собеседницы, завершая поистине увлекательную экскурсию по владениям городского архива. – И знаете в чем заключается успех нашей работы? Мы дружно живем, сообща много и интересно работаем, любим свою работу, любим людей, для которых работаем, и, конечно, любим друг друга!»

С этим трудно спорить, когда видишь, сколько кропотливого труда вкладывают эти женщины в свою работу и как бережно относятся они к, пожалуй, самому главному, что позволит Дубне и ее жителям сохранить историю – к ее документам. И знаете, у меня совсем не осталось сомнений, что работа нашего дубненского архивного отдела, которому предстоит представлять Дубну теперь уже на российском этапе конкурса, получит высокую оценку. Удачи в этом коллективу!

Анна Сухая

Фото Юрия Тараканова

 
 
< Октября 2013 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.