СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Про детей и про счастье Печать
26.09.2013 08:58

Многодетные мамы, к сожалению, не пишут учебников по тайм-менеджменту, а их было бы интересно почитать. Героиня этого материала Ирина Федотова – многодетная мама – убеждает меня, что она обычный человек. Просто образ жизни таков, что каждый день, когда ее муж Иван уходит на работу, она кормит, одевает и развивает своих четверых детей (старшему Коле почти десять лет, двойняшкам Паше и Ксюше почти девять, младшему Лукашке два года и три месяца). Еще, конечно, проверяет уроки, напоминает детям, когда у них балет, хор, волейбол, и учит их все успевать. Но что самое интересное, в конце сентября после декрета Ира выходит на работу. Она работает воспитателем в детском саду «Золотой ключик».

О том, как объять необъятное и при этом не утратить вкуса к жизни, мы и поговорили с Ирой Федотовой. 

– Ира, по-моему, самое интересное – это твой режим дня. Опиши, как проходит обычный день.

– Режим дня… Пока я еще не вышла на работу, мне страшно про это говорить. С семи утра начинается день воспитателя. Значит, мне придется вставать в шесть. Честно говоря, тяжеловато. Пока я встаю в 6:45 и все готовлю к подъему детей. Раньше я честно варила кашу. Сейчас просто завариваю геркулес кипятком. То же самое получается, даже полезнее. Нам просто нельзя есть ни в школе, ни в саду (дети аллергики), поэтому мы едим дома.

Пока греется чайник, я могу достать чашки из посудомойки. Пока заваривается каша, успеваю в душ. В кашу – масло, кокосовую стружку, варенье, кто что пожелает. Этот год яблочный, так что варенья наварили много.

Выйдя из душа, начинаю всех будить. Где-то в 7:15. Дети должны успеть почистить зубы, умыться, у Паши еще вставная челюсть (смеется) – пластинка. Последним у нас встает Лукаша.

Мы его всем хором поднимаем, это особая история. Вот он проснулся, все бегут его обнимать, рассказываем, куда он сейчас пойдет (в детский сад). В прошлом году Лукаша в это время еще спал.

Дети садятся завтракать, Лукашка тоже с ними. Он сам ест где-то с полутора лет. Вообще, дети уже умеют сами эту кашу заваривать. Я их летом дрессировала. Пока они завтракают, я могу привести себя в порядок, накрасить ресницы. Иногда засовываю Лукашке ложку каши в рот, если он забывает. Потом старшие дети одеваются и уходят в школу. Одежду я каждому кладу на кровать, но они и сами могут достать ее из шкафа. Дети сами идут в одиннадцатую школу, благо она рядом. Правда, портфели у нас собраны с вечера, этим мы утром уже не занимаемся.

– Наличие школьной формы облегчает тебе жизнь?

– Да. Потому что не надо ничего выдумать. Кстати, школьная форма – это не так страшно, как про нее говорят. У мальчиков это классические брюки, черные или темно-синие, жилетка или однотонный свитер. У девочек – сарафан и тоже какая-то кофточка или водолазка по погоде. Очень удобно. Дети сами знают, что им одевать.

Потом мы с Лукашкой одеваемся, я себя дорисовываю, и мы идем в сад.

Дети в школе до часа. С этого года мальчики у меня обедают в школе, так что мне еще проще, такая у меня радость. Ксюша не может есть в школе, у нее очень строгая диета. Ей нельзя морковь, лук, курицу, в общем, она ест дома. Я отвожу Лукашку в сад и бегу домой готовить обед. Готовлю на два дня. Это если у меня работа во вторую смену. Вторая смена начинается с 12:00. Если я работаю в первую смену, значит, мне надо быть в саду уже в семь утра.

Слава мультиварке! Ксюша сама в ней может что-то сварить. Во всяком случае, достать. И еда будет теплой в нужное время. Если я начищу картошку, Ксюша может сама сварить суп.

Если я работаю во вторую смену, заканчиваю в семь, но обычно освобождаюсь уже 18:30.

– Дети приходят из школы, Ксюша ест, что дальше?

– У нас сейчас выстраивается режим. После обеда дети ходят на разные занятия, но им надо вовремя напоминать, когда и куда надо идти. У Ксюши – хор, фортепиано, балет, еще коклюшки. У Пашки – волейбол, у Коли пока еще не знаю, что будет. Хор у мальчишек общий и, кажется, моделирование. Все занятия в седьмой или одиннадцатой школе, поблизости. Из платных занятий у нас только хор и балет, но у нас есть льготы. Остальное бесплатно.

Дома я еще занималась с Ксюшей по фортепиано, но сейчас она будет сама заниматься. Бабушки нам помогают, но по части фортепиано они не сильны. Мама моя очень помогает.

Я на работе один день до семи, один – до часа. Через день. Когда прихожу вечером домой, в идеале уроки сделаны, в доме порядок, обед-ужин приготовлен. А так… как получится. Потому что у мужа тоже работа.

– А, мы же совсем забыли про мужа!

– Потому что муж на работе. Он работает в котельной, из дома уходит в 7:30.

– Дети сидят за компьютером?

– У нас практически нет компьютерных игрушек, мы это не приветствуем. Есть компьютерные шахматы и еще какие-то обучающие игры. За компьютер отвечает муж. У нас такое правило: компьютер включается, когда дома папа. Он приходит домой в 17:30.

– Ты что-то можешь себе позволить, помимо работы и домашних дел?

– Бывает, на меня находит. Как-то вязала новогодние игрушки. Еще хожу в гости.

– Тебя хватает на то, чтобы проверить уроки у троих детей?

– Да, обязательно. Ну, они же дети! Их надо контролировать. Сначала они делают работу на черновике, я проверяю, потом они переписывают.

– Ты все время с детьми, и на работу тоже идешь к детям. Как ты себя настраиваешь?

– Я не идеальная. Я занимаюсь своими детьми по мере сил. И детьми в группе тоже по мере сил. В детском саду я должна организовать жизнь детей, чтобы им было комфортно, чтобы они получали нужные знания. Основные занятия в группе ведет воспитательница: развитие речи, развитие математических представлений и способностей. В общем, русский, математика, чтение, окружающий мир, как в школе, только на уровне детского сада. Физкультуру у нас ведет специалист. К сожалению, учителя по изобразительному искусству у нас нет.

– То есть ты будешь заниматься и ИЗО.

– Да. Это то, что мне сложно.

– Есть время и возможность читать своим детям книжки, рисовать с ними, лепить?

– У них нет такой потребности, чтобы с ними сидели и занимались. Они это делают сами. Правда, Ксюша иногда просит, чтобы я с ней поиграла, потому что она у нас единственная девочка и ей не хватает именно девчачьих игр. В основном дети занимаются сами, меня не дергают. Когда они еще не умели читать, папа очень любил им почитать. Один раз смешная история вышла. Папа читал детям на ночь «Хроники Нарнии». В какой-то момент ко мне приходит сонный Коля и говорит: «Мама, попроси папу, чтобы он перестал читать. Мы спать хотим». Было, наверно, уже полдвенадцатого, Ваня увлекся.

– Вот интересна роль папы! Расскажи об этом подробнее.

– Папа занимается детьми мало, но по существу. Он научил их кататься на велосипеде, на роликах, поставил на лыжи. Помочь с уроками, если это связано с проектами и компьютером – это тоже папа.

– О чем ты мечтаешь?

– Есть разные мечты – далекие, близкие. Из таких четких мечтаний – научиться водить машину. Это даже не мечта, а задача.

– Какие возможности в Дубне созданы для многодетных семей? Есть какая-то помощь?

– Есть различные социальные льготы, они даже не городские, а общегосударственные, которые не зависят от справок о доходах. Например, у детей бесплатный проезд, бесплатное школьное питание. Правда, опять же, Ксюша не может есть в школе. А под всё, что зависит от справок о доходах, мы, к сожалению, не попадаем. У нас получается одна лишняя тысяча рублей, так что детские деньги мы не получаем.

– А какие-то поездки бесплатные для многодетных семей существуют?

– Существуют. Город отправляет детей в лагеря и даже, по-моему, на море. Но, опять же, из-за питания, из-за того, что это надо все время контролировать, я не могу своих детей туда отправить. У нас есть возможность ездить в центр «Родник» под Клином. Мы там были, наверно, три раза. Там есть корпус для детей, которые приезжают с родителями. В основном туда приезжает дмитровский интернат – дети с ограниченными возможностями. Там нам выделяли две комнаты, и мы жили в очень комфортных условиях. Нам готовили отдельно, из тех продуктов, которые нам можно есть. Мы там жили по три недели, это было замечательно. Вообще, там санаторий, лечение, разные ванны, массаж, соляная пещера.

– Пару месяцев назад соцзащита собирала многодетные семьи в ДК «Октябрь». Что это было за мероприятие?

– Это был праздник Петра и Февронии – День любви, семьи и верности. В этом году там собрали всех мам и пап, у которых по четверо детей. Собрались, показались, какие все красивые, какие счастливые. Кстати, подарили сертификат в парикмахерскую «Дива» на 500 рублей. Надо сходить.

– Ты готова родить пятого ребенка?

– Попозже. Знаешь, мне только не хочется, чтобы я получилась такой суперидеальной мамой. На самом деле у меня много слабостей.

Но, правильно говорят, будут дети – и всё будет. Глобально у нас всё есть, а по мелочам всего не хватает. Но, когда возникают серьезные проблемы, помощь откуда-то всегда приходит. Неожиданно. Когда в этом году у нас у Ксюшки начались приступы, а лекарство довольно дорогое, медсестра мне сказала, ну, может быть, когда-нибудь… А на следующий день позвонила со словами: «Лекарство для вас есть». Я, конечно, бегом за ним бежала. Но я получила это лекарство бесплатно. Есть некий перечень лекарств, которые всем детям до трех лет должны предоставлять бесплатно, а многодетным – до большего возраста.

– Ира – ты великая женщина.

– Ой, нет. У меня дети великие.

– В чем это проявляется?

– Во-первых, в том, как с этой болезнью (аллергией) они живут. Им же ничего есть нельзя, а все вокруг едят. Всегда находятся тетушки, которые начинают их жалеть. Ой, бедненький, тебе конфетку нельзя, тебе колбаску нельзя… И как дети на это не реагируют, это просто феноменально. Ксюше вообще мало что можно есть.

– Что происходит, если она съедает что-то, чего ей нельзя?

– Два раза у нас такое было. Первый раз я сама дала пирожок садовский, забыв, что там тесто с яйцом. «Скорую» вызывали.

Знаешь, удивительно, что в свои восемь и девять лет дети стали абсолютно самостоятельными. Летом они уже сами гуляли с Лукой. Паша у нас отличная нянька, а у Ксюши это просто природой заложено. Коля тоже помогал. Ксюша научилась готовить простые вещи, например, макароны. Вечером она может искупать Лукашку. И она мне его уже в полотенчике – готовую куколку – приносит в комнату. Это то, что все дети очень любят, – быть взрослыми. В магазин я их спокойно отправляю, причем по одному. Они очень многие вещи лучше делают по одному.

– Есть такой стереотип с советских времен, что в многодетных семьях очень проблемные дети. И  материально, и в плане воспитания.

– Моя бабушка, когда у меня было еще трое детей, уже говорила мне эти шаблонные вещи: будете нищими, будете мучиться, глупые, что вы столько родили, а сама ты будешь ходить вечно уставшая. Это такой стереотип и пропаганда. Когда я училась в школе, в моем классе не было детей из многодетных семей. А у Ксюши с Пашей в классе пять многодетных семей. У Коли в классе четыре многодетных семьи. И трое детей в семье – это уже очень распространенная история. Я даже думаю, что семью с тремя детьми скоро перестанут считать многодетной.

Вообще, мне очень повезло, что у меня трое детей родились с очень маленькой разницей. По одному они никогда не жили и не представляют себя в одиночестве. Я бы не сказала, что они в чем-то обделены больше, чем другие. У меня не хватает на все времени, это правда. Но сейчас очень много родителей, у которых не хватает времени на своих детей, даже когда в семье один ребенок. Мамы работают. Это не плохо и не хорошо, это такая жизнь. А у меня вообще идеальные дети. Когда Лука спит, они даже ругаются и дерутся тихо. Идеальные. Главное, только им не говорить об этом!

Анна ЭПШТЕЙН

Фото из архива семьи Федотовых

 
 
< Сентября 2013 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 27 28 29
30            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.