СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Торжество справедливости Печать
08.08.2013 07:03

10 августа в 9 часов утра в Смоленском храме г. Дубны начнется литургия, посвященная престольному празднику – Смоленской иконе Божией Матери. По окончании литургии (около 11 часов) пройдет крестный ход к месту разрушенного храма в конце улицы Кирова, где состоится освящение памятного креста, установленного на месте предполагаемого алтаря храма. На эти торжества приглашаются представители администрации города, духовенство, прихожане дубненских храмов и все, кому небезразлична история нашего города. Особо почетными гостями будут прямые потомки строителей храма Ефима Андреевича и Акима Ефимовича Зерновых: внучка Фаина Алексеевна Баринова, внучка Мария Ильинична Мельничук, правнучка Анна Владимировна Мельникова (на фото).

В преддверии праздника мне хотелось рассказать о том, как я познакомился с потомками Акима Зернова, а еще поделиться рассказом самих внучек о своих предках и о том, как был построен Смоленский храм. 

В феврале 2006 года в газете «Площадь мира» (№№ 10-11) мною был опубликован «Очерк истории храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Подберезье (ныне улица Кирова в г. Дубне)». В основу очерка были положены воспоминания дочери последнего старосты этого храма Тайновой Веры Павловны. Плюс к этому воспоминания некоторых жителей Подберезья. Вот, собственно, и все. Материал для серьезной работы явно недостаточный, но надо было с чего-то начинать. Приведу здесь расшифровку магнитофонной записи начала нашей беседы с В. П. Тайновой, состоявшейся 6 октября 1999 года.

– Расскажите предысторию постройки храма. Кому пришла идея построить храм, кто деньги давал на это?

– Это был друг нашего отца – Зернов Аким, а отчества его я не знаю. Папаня мне так говорил: он очень пил, шибко, и ему привидение явилось – Богородица, и говорит: «Аким, кончай, – говорит, – пить, ты будешь большим человеком, ты будешь творити храмы». И вот он вышел-то и говорит-то друзьям: «Что со мной сегодня получилось! Ко мне же Богородица приходила». И с тех пор бросил пить. И он начал богатеть и храм этот строить.

– А чем он занимался?

– Сапожным делом, у него были мастера-сапожники.

– В каком году он церковь построил?

– А в котором году не помню. У меня брат, он с 19-го года, так он крестился в этой церкви. Я так думаю, в году 17-м ее построили или в 16-м.

– А как он ее строил, какие-нибудь подробности помните?

– Я тогда маленькая была, отец насчет этого ничего не говорил. Я знаю, что церковь строил Зернов.

– Что потом с Зерновым было? Построил церковь, а дальше что?

– Ходили все в церковь… Долго жил, когда похороняли его, я уж большая была. Мне годов, помню, 14 уж было.

– А где он похоронен?

– У церкви. У их семьи огороженное было место. Как входишь, у церкви по правой стороне были Зерновы похоронены. С ним и его брат, и невестка…

– До того, как храм строиться начал, на этом месте кладбище было?

– Не было ничего.

– А до этого где хоронили?

– В Креве, где море-то… Ее снесли, Креву. Я там крестилась, и бабушка моя там захороненная. Стали дамбу делать, и она заливаться стала, эта деревня. Ее и отнесли, вот тут Крева теперь стала, ее сюда перенесли.

– А в Креве кладбище под водой осталось?

– Под водой (на месте бывшей кревской церкви и кладбища ныне остров Могильный, – примечание автора). Вот что еще отец мне говорил. Богородица ему (Зернову)  сказала: «Когда ты, Иаким, помрешь, будут у тебя лежать два ангела по сторонам в церкви». И он все это говорил друзьям, отец мой был у него товарищ. И действительно, когда он умер, по сторонам два ребенка умершие в церкви лежали…

– А похоронили их потом уже отдельно?

– Вот это я не могу сказать. А в церкви они стояли: его гроб был, и с этой стороны ребенок, и по этой стороне ребенок. Это я все своими глазами видела, мне уж было лет четырнадцать-пятнадцать… (Насколько несовершенна наша память! Вере Павловне в 1924 году, когда умер Аким Зернов, было только 10 лет – примечание автора).

Эта беседа и легла в основу моего очерка. Я ждал, что после публикации отзовутся дубненские старожилы, но долгое время не было никаких отзывов. Наконец мне приходит на электронную почту письмо, и не просто письмо от старожилов, а от прямых потомков Акима Зернова. Какая удача! Они, с одной стороны, обрадовались публикации о постройке храма, а с другой, огорчились, что их прадедушка Аким выставлен пьяницей. К письму прилагался «Семейный рассказ о возведении храма» и схема родословного древа Зерновых. Я объединил письмо и «Семейный рассказ» в одно целое, убрав повторы и дополнив одно другим. Потомки Зернова были не против публикации их воспоминаний, даже напротив, просили меня об этом, чтобы не падала тень на светлое имя Акима Зернова.

Справедливости ради надо вступиться и за Веру Павловну Тайнову, она свой рассказ не из головы придумала, а поделилась деревенским преданием. Возможно, в молодости Акима Зернова и был эпизод с увлечением алкоголем, но он его преодолел и стал вполне порядочным человеком. В своем контексте деревенское предание не осуждает Акима, а напротив, видит в его поступке подвиг, добрый пример для других.

Семейный рассказ потомков Ефима Андреевича и Акима Ефимовича Зерновых о возведении храма Смоленской Божьей Матери в селе Подберезье

«Дорогой батюшка, благословите!

Пишут вам прямые потомки Акима Ефимовича Зернова, жителя села Подберезье, строившего храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Смоленская». Мы, внучки его, Мария, Фаина и правнучка Анна, в 2006 году узнали о том, что Вы собираетесь писать историю храма и строителей его, и тогда же направили Вам письмо. Если позволите, то мы хотели бы рассказать Вам, кем был наш дедушка Аким.

Он, как и отец его Ефим Андреевич Зернов, был купцом по сапожной линии и имел свое дело и крепкое хозяйство. Дедушка Аким Ефимович никогда не злоупотреблял спиртным и был удачливым, современным языком говоря, «бизнесменом» и примерным семьянином. А по прилагаемым фотографиям можно судить, что снятые на них люди мало похожи на семью деревенского пьяницы.

Мы, потомки, гордимся, что основными чертами семьи Зерновых были набожность, богобоязненность и огромная доброта к односельчанам, о чем сохранились многочисленные рассказы наших родственников и жителей Подберезья.

На первой фотографии, сделанной в 1915 году, изображены Зерновы Аким Ефимович и его супруга Пелагея Андреевна. Родившиеся у них здоровые и любимые дети, а их было 8 человек (их имена Вы можете увидеть в той части нашего семейного «Древа», которую мы также Вам направляем), выросли порядочными и достойными людьми. Они получили хорошее по тем временам образование. Некоторые из них не дожили до преклонного возраста из-за военного лихолетья. Остальные же прожили завидно долгую жизнь и воспитали внуков и правнуков.

На второй фотографии – Зерновы и пятеро из восьмерых детей, слева направо: Валентина, Анна, на руках отца сидит Константин, далее – Мария и Елена.

В Подберезье были две особо состоятельных семьи – Белкины и Зерновы, на чьи плечи и легло строительство и украшение храма, который было решено построить в благодарность Владычице за избавление от эпидемии в селе Подберезье. Без видимой причины приключилась болезнь, от которой стали гибнуть люди и начался падеж скота. Сельчане решили, что только молитва спасет их от напасти. И вот несколько дней молились они перед чудотворным образом Смоленской Божьей Матери (в Преображенском соборе г. Корчевы), и молитва их была услышана – мор прекратился. Тогда в благодарность за милость Богоматери было решено поставить храм во имя ее Смоленского образа.

Как рассказывала старшая из сестер Зерновых Валентина Акимовна, ее дедушка Зернов Ефим Андреевич вспоминал, как начинали строить храм. На деревенском сходе решили собирать деньги на храм «в кружку». Но, как выяснилось, денег собрали недостаточно, и тогда Ефим Андреевич сказал: «Раз дали обет – будем строить. На свои…»

Ефим Андреевич Зернов обладал достаточным для такого дела капиталом. Однако он не только ссудил строительство деньгами, но принимал деятельное участие в закупке материалов и церковной утвари. Ефим Андреевич имел трех сыновей. По русской традиции он со своей женой Дарьей Руфовной жил с семьей среднего сына Акима, который также как и отец занимался сапожным промыслом. Они держали сапожную мастерскую с наемными мастерами. К сапожному делу были приставлены и его сыновья Федор и Иван, хотя к моменту строительства храма первый жил самостоятельно с семьей в Москве, второй воевал в Первую  мировую и был в плену.

Таким образом, можно считать, опираясь на воспоминания его внучек и исходя из звания Ефима Андреевича и жизненного уклада того времени, что возведением храма в селе Подберезье руководил он, а его сын Аким Ефимович в этом деле был его правой рукой.

Храм был построен в 1915 году. Закрыт он был в 1937 году и в этом же году подвергся первому варварскому разрушению (внутри храма).

В 1921 году от тифа скончался глава дома Ефим Андреевич Зернов, в 1924 году от воспаления лёгких умер Аким Ефимович, и семья осиротела окончательно. А когда в селе организовали колхоз, вдову Акима Ефимовича Пелагею Андреевну с малыми детьми на руках (не все еще успели стать самостоятельными) раскулачили, выгнали из дома и лишили средств к существованию. Она вынуждена была уехать к дальним родственникам в Ленинград.

Мы очень надеемся, что Вы примите всю информацию, которой мы с радостью делимся с Вами, и это повествование, которое с любовью передается из поколения в поколение в нашей семье, используете как первоисточник. Надеемся и молимся о том, чтобы история храма и людей, трудившихся во имя Господа, не была искажена, и справедливость во славу Божию торжествовала.

Пользуясь случаем, поздравляем Вас, дорогой батюшка, с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, Владычицы нашей и Заступницы. Да не оставит она нас в своих теплых молитвах.

С низким поклоном внучка Акима Зернова Фаина Алексеевна Баринова, внучка Мария Ильинична Мельничук, правнучка Анна Владимировна Мельникова.

Москва, 21 сентября 2007 года».

Многочисленные потомки Акима Ефимовича и его братьев живут в Москве и Петербурге.

 

 

 

 
 
< Августа 2013 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.