Автоинформатор - в штате АТП |
18.04.2013 09:12 |
Начиная с 10 апреля в одном из автобусов 112 маршрута остановочные пункты приятным, хорошо поставленным голосом объявляет робот – автоинформатор. На работу его приняли с испытательным сроком, который прибор весьма успешно проходит.
Пока он «трудится» не на самом длинном по протяженности маршруте, но предполагается, что все городские автобусы будут оборудованы такими автоинформаторами. Необходимость их приобретения и установки на автобусы автотранспортного предприятия, как пояснил генеральный директор ОАО «РАТА» А.Г. Строгов, вызвана желанием полностью исключить человеческий фактор. «Маршруты в городе не такие длинные, автобусы ходят достаточно часто, водителю иногда надоедает объявлять через каждые две-три-пять минут остановки. Как это проконтролировать? Иногда пассажиры жалуются, и мы, конечно, наказываем водителей, но это ведь не выход. Стали искать решение», – делится Алексей Геннадьевич. Сначала автотранспортники хотели приобрести электронный автоинформатор и подключить к уже существующей навигационной системе в автобусе, но, к сожалению, таких вариантов не нашлось. Все достаточно дорого и продается с уже вмонтированными GPS-системами. Удачный вариант подвернулся на базе готового навигатора, который предложила пермская компания. Фактически автотранспортное предприятие купило навигатор и специфическое программное обеспечение к нему. Понравилось решение тем, что сотрудники пермской фирмы не просто написали программу, которая очень удобна и проста в обращении, но еще предложили услугу по озвучиванию, что тоже немаловажно. Когда целый день звучит примерно одно и то же, голос не должен раздражать, он должен ложиться на слух. Экспериментальный образец в 112-м говорит красивым голосом актера пермского театра. В связи с этим вспомнилось, как в столичном метро в качестве эксперимента все объявления озвучивали известные актеры с узнаваемыми голосами – это было оправданно. 112 маршрут для тестирования прибора взяли, потому что он один из самых насыщенных по пассажиропотоку и в то же время короткий: идет только по правому берегу, и на нем проще «откатать» автоинформатор. В ближайшее время предполагается закупить и установить приборы на все автобусы. В перспективе же на каждом будут введены все городские маршруты со звуковыми файлами, и их можно будет безболезненно менять с машины на машину. Как уточнил начальник отдела АСУ ОАО «РАТА» Петр Афанасьевич Арабаджи, когда водитель включает автоинформатор, перед ним появляется перечень маршрутов, он выбирает нужный, активирует его работу и все. Просто и удобно. Кстати, к программе, установленной в приборе, существует специальный редактор, который позволяет самим на компьютере редактировать записанный маршрут. Это чтобы по мелочам в Пермь не кататься. Можно, допустим, на карте города выбрать точки, где довольно большие перегоны, и записать любую служебную информацию. Еще одна немаловажная деталь: по цене пермские автоинформаторы значительно дешевле (в общей сложности получается пять тысяч рублей с небольшим), чем приборы с готовой ГЛОНАСС-системой. Последняя, кстати, в наших автобусах установлена из соображений национальной безопасности. «В программу можно включить социальную рекламу, служебную кадровую информацию. Чисто коммерческой рекламой загружать пассажиров не хотелось бы: не вижу такой необходимости, достаточно того, что на бортах наших автобусов есть реклама. Обязательно включим объявления об изменении маршрутов следования, это будет более полезно. Но самое главное – с приобретением автоинформаторов мы решаем проблему объявления остановочных пунктов. Кроме того, высказывались просьбы, чтобы в автобусе, например, звучало: «Уступайте места пассажирам с детьми и инвалидам». К сожалению, в Дубне, как ни странно, это актуально. Наверное, не совсем правильно, чтобы водитель призывал невежд к культуре, а когда приятным голосом будет говорить прибор, думаю, это во-зымеет действие. В автоинформатор такой призыв мы тоже запишем», – заключил руководитель автотранспортного предприятия А.Г. Строгов. Татьяна Крюкова Наша справка Автоинформатор используется для автоматического объявления информации об остановках (без участия водителя) общественного транспорта с использованием системы спутниковой навигации GPS при вхождении транспортного средства в заданную географическую зону. Прибор может использоваться на автобусах, трамваях и троллейбусах, а также на экскурсионных маршрутах. Позволяет водителю в любое время выбрать требуемый маршрут, произвести необходимые настройки программы. Более тысячи единиц общественного транспорта Перми, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска и других городов уже используют эту систему.
|