Терминал "съел" тысячу Печать
27.03.2013 12:12

«22 февраля через терминал в офисе МТС, – делится жительница города Елена Афанасьева, –  муж положил на мой мобильный тысячу рублей. Автомат купюру принял, чек выдал. Зачисления этой суммы ждали в течение дня, но деньги не пришли.» 

Естественно, на следующий день супруг Елены отправился  в офис МТС на ул. Володарского, где имел неосторожность заплатить такую, прямо скажем, немаленькую  сумму через терминал. Ему предложили оформить претензию, дать все паспортные данные и копию чека, что он и сделал, и попросили подождать.

Звонки – без результата

По телефону поставщика услуг, скорее всего, самого МТС, куда позвонила Елена, ей  сказали, что платёж не проходил.

По другому номеру, принадлежащему ЗАО «Киберплат», ей сообщили, что платежа пока нет, что терминалы находятся не в их ведении и, чтобы узнать судьбу платежа, надо обратиться в ООО «Сокол». Один из номеров был бесконечно недоступен, другой просто сбрасывал звонок.

«Раздражение, – пишет Елена, – нарастало. Почему я, оплатив услугу, теперь должна ещё платить за звонки всем этим фирмам, дилерам, которые опять же снимают деньги в свою пользу?

3 марта сама отправилась в офис компании МТС в надежде узнать о судьбе злосчастного терминала и моего платежа. Терминал уже не работал, о чем свидетельствовала надпись крупными буквами.

У девушки вопрос о претензии, поданной десять дней назад, вызвал замешательство: оказывается, наше заявление куда следует не отправили, и надо оформлять повторную претензию».

Никакой ответственности

В офисе МТС и через неделю, 10 марта, от уже невозмутимого молодого человека женщина услышала, что они никакой ответственности за работу терминалов не несут.

Попытки выяснить фамилию, имя и отчество руководителя офиса и его рабочий контактный телефон у молодых сотрудников успехом не увенчались.

В тот же день Елене позвонили из компании МТС и еще раз подтвердили, что компания никакой ответственности за работу своих дилеров не несет, и посоветовали звонить по телефонам, указанным в чеке.

«У меня осталось единственное желание, – делится читательница, –  сделать запрос в министерство связи: почему в нашем государстве сформирована такая удивительная безответственная система, а правильней сказать – лихая схема, при которой услугу предоставляет одна компания (МТС), другая – ЗАО «Киберплат» – занимается зачислением платежей, а третья – ООО  «Сокол»  – собирает платежи с терминалов,  и никто за воровство  ответственности не несёт и не собирается возвращать плательщикам деньги».

Кстати, 18 и 19 марта она опять тщетно пыталась звонить по телефонам  ООО «Сокол», как и в прошлый раз: по первому – абонент был недоступен, по второму – звонок сбрасывался, а вот по телефону ЗАО «Киберплат» уже «говорил» только автоответчик.

20 марта Елена посетила офис на ул. Володарского в последний раз. Терминал как ни в чём не бывало работал, правда, теперь он оказался уже в ведении компании «Океанбанк», а не ООО «Сокол», как прежде.

«Жаль, ведь один «Сокол» уже унёс деньги плательщиков куда-то в небо, и где гарантии, что этот «Океан» также не поглотит средства других плательщиков…

Для себя же сделала несколько выводов. Первый: в целом система работает с учётом возможности хищения. Столкнувшись с ней, вряд ли можно что-то вернуть – глухая безысходность. Второй: надо переходить на оплату платежей через банк и ни в коем случае не пользоваться услугами терминалов», – заключила свое письмо в редакцию Елена.

Как вернуть «проглоченное»

Увы, с ситуацией, когда деньги, положенные через терминал на мобильный, не пришли на счет, сталкивался почти каждый. Попытки вернуть их предпринимаются крайне редко, что неудивительно: возврат одной-двух сотен рублей может превратиться в нешуточную нервотрепку.

В нашем случае сумма в десять раз больше, и вернуть ее семья Афанасьевых намерена, тем более, как утверждают специалисты, потерять платеж невозможно. Как только человек опустил купюру в терминал, виртуальный сигнал тут же передается: в базу банка, обслуживающего терминал, в базу платежной системы, в базу к провайдеру, в чью пользу совершен платеж.

У всех участников процесса есть резервные копии баз данных, куда информация о платеже дублируется автоматически. Поэтому доказать, что платеж был, можно всегда. Оператор узнает, что случилось с платежом, в течение нескольких минут, а выяснить, где застряли деньги, очень легко.

Кстати, одной из причин задержки платежа может быть то, что у хозяина терминала кончились деньги на резервном счете, из-за чего банковская операция по переводу средств становится невозможной. Еще одна причина: счёт провайдера может быть перегружен из-за большого количества платежей. А может дать сбой и сама платёжная система...

Как бы там ни было, предлагается следующий алгоритм действий по возвращению «проглоченного» терминалом. Прежде всего надо писать претензии: владельцу терминала, руководству платежной системы и руководству банка, обслуживающего терминал. Желательно нести их вместе с ксерокопией чека лично, чтобы бумагу приняли и зарегистрировали.

Если это не поможет (наш случай), пишите претензию в Роспотребнадзор и Центробанк, который контролирует деятельность всех банков на территории страны. А если сумма, «съеденная» терминалом, довольно крупная, специалисты рекомендуют обращаться в ОМВД, в отдел по борьбе с экономическими преступлениями, и в прокуратуру. Что, собственно, и намерена предпринять Елена.

Татьяна Крюкова