СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Путешествие по маршруту р. Тунгуда - Соловецкие острова Печать
14.03.2013 06:35

Окончание. Начало в № 6 и №8

«СЛОН» и др.

Утром 9.08.12 г. стало окончательно ясно, что нашей группе ни на Заяцкий остров, ни на остров Анзер из-за штормового предупреждения уже не попасть, поэтому каждый выбирал для себя свой маршрут. С Леной Кулдошиной мы решили посетить музей «Соловецкие лагеря и тюрьмы», в котором уже побывали наиболее шустрые члены нашей группы. По пути группой заходим в малюсенький археологический музей. Его тоже организовали энтузиасты освоения Беломорья. Расположился он в сарайчике прямо над протокой, по которой воды Святого озера устремляются к Белому морю. Очень неказистый снаружи, внутри он удивляет своей экспозицией предметов, собранных в многочисленных экспедициях и археологических раскопках основателями музея. Они же проводят экскурсии, поэтому всему увиденному особенно доверяешь. А ещё нас очень заинтересовали лодки-байдарки, созданные тоже сотрудниками музея. Удивительны они тем, что обшивка сделана из сшитых листов бересты, а силовой набор состоит из тонких веток и жёрдочек. Получились очень лёгкие двух и трёхместные лодочки – прообраз наших байдарок.

Создатели этих лодок стараются доказать, что поморы Беломорья могли совершать на них достаточно длинные морские переходы. В доказательство этого они совершили выходы в море, о чём свидетельствуют фотографии. Пожелав «коллегам» новых удачных путешествий, идём дальше осваивать Соловецкий остров.

Вот и музей «Соловецкие лагеря и тюрьмы». Он разместился в одном из оставшихся с тех времён добротном бревенчатом бараке. Когда-то в нём размещалась одна из служб лагеря, сейчас здесь нет перегородок, а вдоль стен идут многочисленные стенды, на которых представлены документы и фотографии создания, существования и закрытия лагеря. С удивлением увидел, что распоряжение Совнаркома о создании «Соловецкого лагеря особого назначения» (сокращённо «СЛОН») подписал в 1924 году председатель Совнаркома – мой однофамилец.

Изначально лагерь предназначался для изоляции опасных для Советской власти личностей, чьё пребывание на материке было очень нежелательным. К ним отнесли пленных белых офицеров, восставших эсеров и др. Вскоре состав заключённых здесь сменился. Большую часть стали составлять уголовники, хотя и политическая часть оставалась большой. Не стоит описывать все сложности лагерной жизни, но были там и светлые моменты. В лагере существовал даже собственный театр.

В период индустриализации страны, когда остро не хватало средств, на острове была организована массовая вырубка леса силами заключённых. В результате этой деятельности остров остался голым, и то, что мы видим  сейчас, это вновь выросший лес.

Лагерь прекратил своё существование в 1937 году. Шла индустриализация, и стране нужна была дешёвая и многочисленная рабочая сила. С закрытием «СЛОНА» на многие годы Соловецкие острова становятся базой военно-морского флота. Статус базы никак не способствовал восстановлению былого величия Соловков.

С облегчением выходим из музея. Снаружи хорошая погода и окружающая природа мало напоминают только что увиденное.

До ужина ещё много времени, решаем дойти до побережья, где, по словам там уже побывавших, очень необыкновенные места. Шли недолго. По мере приближения к морю хвойный лес сменился березняком. У самого побережья холодные морские ветра скрючили стволы берёз, придав им весьма экзотический вид. Мы застали момент отлива, когда вода ушла с мелководья и обнажила гряды камней, до этого скрытых под водой. Низкие облака над морем, солнечные лучи, посеребрившие рябь на воде, простор до горизонта располагает вздохнуть морской воздух полной грудью и почувствовать умиротворение от всего увиденного.

Здесь же встретили ещё одну группу «наших», которым тоже не хотелось уходить с побережья. Делаем снимки, которые вряд ли смогут передать это настроение. Возвращаемся в лагерь, где нас ожидает прощальный ужин и вечерние посиделки под аккомпанемент гитары. Завтра наш последний день на Соловках.

Дорога домой

10.08.12 г. Последний день встретил нас хорошей солнечной погодой, как будто и не было недавно ненастья. Теперь о нём напоминают лишь не успевшие высохнуть лужи. Предпринимать в день отъезда дальние вылазки смысла нет, и после завтрака каждый решил посетить наиболее полюбившиеся места. Мы с Сашей Кулдошиным, прихватив фотоаппараты, решили пробежать ещё раз вокруг кремля и его окрестностей в надежде при хорошей погоде уловить свой единственный счастливый кадр.

Снова мы около кремля. Пытаемся найти новые ракурсы этого необычного сооружения. В объектив попадают и «открыточные» сюжеты, которые тоже пополнят нашу коллекцию, но хочется чего-то особенного.

Вот мимо кремлёвских башен по улице шествует небольшое стадо разномастных коз – неизменный атрибут местного колорита. А вот на травке под самой башней улеглись на отдых коровы, не обращая никакого внимания на бурлящую вокруг жизнь.

Ноги нас снова несут на побережье, с которого накануне пришлось досрочно уйти. В лучах дневного света море кажется более приветливым, но налёт вечернего романтизма испарился. Зато берёзовая рощица стала прозрачной и поражает изяществом своих изогнутых стволов. Однако пора возвращаться в лагерь.

Последний раз проходим мимо уже ставших такими знакомыми стен кремля, пытаясь запомнить и запечатлеть эти удивительные места. По пути узнаём, что «Сапфир» прибыл из Беломорска, а это означает, что нашему отъезду теперь ничто не помешает.

В лагере нас уже ждёт обед, приготовленный дежурными. За обедом делимся впечатлениями от увиденного в этот день. Особенный восторг у Марины Шавриной. Они ходили на побережье к «Переговорному камню», и там недалеко от берега им позировал милый усатый тюлень. Он то вылезал погреться на камень, то спешил окунуться в воду и снова грациозно показаться людям. Марине даже показалось, что он ей улыбается. Что ж, повезло.

После обеда сворачиваем лагерь. Недалеко от нас ещё вчера был натянут большой тент. Завтра на этой поляне состоится конкурс самодеятельной песни, поэтому палаток заметно прибавилось.

Делаем фото группы с видом на кремль и, взвалив на спины рюкзаки, покидаем эту гостеприимную поляну.

Дорога к пирсу уже не кажется такой длинной, как в день приезда. Вот показались знакомые очертания «Сапфира». Есть ещё немного времени осмотреться и сделать последние снимки острова. Объявлена посадка, и вот мы уже в знакомом салоне. После прохлады снаружи здесь очень комфортно и тепло. Оставляем вещи и идём на верхнюю палубу, чтобы не пропустить момент отплытия. Вот между нами и пирсом образовалось маленькое пространство. До свидания «Соловки»! Остров и его кремль удаляются от нас, пока кремль не прикрыл прибрежный остров.

Уходить в салон не спешим, наблюдая, как над нами с криком проносятся чайки, как будто им тоже трудно расстаться с нами.

То слева, то справа видны небольшие острова или просто мели. Да, совсем не просто здесь плавать. Небо снова затягивается облаками, становится весьма прохладно. Спешим в салон, где решено в тепле и уюте устроить ужин. После ужина тепло и тихий корабельный шум располагает ко сну.

На подходе к Беломорску мы снова на палубе. Показались контуры большой земли на фоне красного заката. Причаливаем уже в сумерках. В этот поздний час по телефону пытаемся «достать» из города какой-нибудь транспорт. Наконец нам это удаётся. Грузим на него так и не высохшие за наше отсутствие байдарки и рюкзаки, а сами в темноте пешком идём через незнакомый город на вокзал. Ориентироваться в чужом городе нам помогает навигатор. Вокзал оказался небольшим, но уютным. Здесь нам и пришлось на стульях коротать ночь.

С первыми лучами солнца выносим весь свой скарб на платформу, моля бога, чтобы угадать место остановки нашего вагона, в который за несколько минут надо забросить весь этот груз. Знакомая суета в спящем вагоне, распихивание по полкам вроде бы не помещающегося груза и долгожданный сон под стук колёс. Скоро будем дома. До свидания, Соловки, до свидания, Карелия!

В.А. Рыков

 

 
 
< Марта 2013 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.