Его было много … в радушии приветствия, в увлеченности задумками Печать
21.02.2013 08:36

Мое знакомство с Николаем Ивановичем произошло у него в кабинете. Помню первое впечатление – встреча с крупным человеком. В физическом плане. Потом я осознал, что он не такой уж высокий и не такой уж широкий. Просто порывистость его приближения, сияющая добротой улыбка, очень крепкое рукопожатие заполнили пространство кабинета, отодвигая куда-то вглубь все детали интерьера. Его было много в радушии приветствия,  в зычности голоса, в неожиданности предлагаемых тем, в увлеченности задумками. 

Меня удивляла и щедрость продолжительности  наших встреч при известной мне интенсивности графика работы Николая Ивановича. Порой он брал листы бумаги и, фантазируя,  набрасывал эскизы  придуманных решений. Рисовал храм и прилегающие постройки,  рисовал план задуманного им историко-этнографического музея на Большой Волге, макеты  просторных акустических эстрад и зрительских мест к ним  для проведения симфонических, хоровых и других концертов в теплое время года… Он с интересом выслушивал мнение или совет, но, скорее всего, эти минуты он воспринимал как желанную паузу в рабочей круговерти и возможность самореализации в других интересующих его сферах.

У меня как художественного руководителя Дубненского симфонического оркестра сложились хорошие творческие контакты с выдающимися деятелями искусств. Эти контакты делали возможным приглашение в Дубну многих прославленных коллективов и солистов, притом на льготных условиях. И все же, чтобы цены на билеты были доступны любителям музыки нашего города, требовалась дотация. Я обратился с идеей проведения в Дубне музыкальных событий столичного уровня к руководителям нескольких предприятий и получил поддержку от Николая Ивановича, от Владимира Николаевича Трусова, от Владимира Георгиевича Бородина.

Как значительно обогатилась культурная жизнь! Дубна рукоплескала Московскому симфоническому оркестру под управлением Павла Когана,  Национальному филармоническому оркестру под управлением Владимира Спивакова, Оркестру Министерства обороны под управлением Виктора Афанасьева, Госоркестру  России под управлением Марка Горенштейна,  Московскому театру «Новая Опера», Имперскому балету и его руководителю Гедеминасу Таранде,  Камерному оркестру «Московия» (Эдуард Грач), Камерному оркестру «Kremlin» (Михаил Рахлевский) Muzika viva (Александр Рудин), Ирине Бочковой, Денису Мацуеву, Александру Галковскому,  Александру Сидневу, Владимиру Рылову… Великие коллективы, звездные имена, музыка веков…

Очень участливо относился Николай Иванович к возникавшим проблемам хозяйственного плана. Много было сделано для оборудования ДК «Маяк», а после его сноса большая часть имущества оркестра длительно хранилась в складских помещениях фабрики «Экомебель». А осенью прошлого года, в связи с переездом оркестра в новое помещение на улице Университетской, Николай Иванович подарил роскошные столы, стулья, набор кухонной мебели.

Вспоминается такой случай. После концерта, в котором участвовала народная артистка СССР Марина Яшвили и другие солисты из Москвы, заказанный микроавтобус не был подан. Что делать? Я позвонил Николаю Ивановичу. Он прислал машину так скоро, что гости даже не успели почувствовать напряженность ситуации.

…Тяжело писать  о Николае Ивановиче в прошедшем времени. Но светла память о нем, живет дело его духа, его сердца, его рук, его творческого воображения. И остается он ярким примером смысла жизни, самоотверженного труда, бескорыстной отзывчивости, любви к людям, к родному краю.

Е.М. СТАВИНСКИЙ, художественный руководитель и главный дирижер Дубненского симфонического оркестра