По местам стихийного купания Печать
13.07.2012 09:16

Какое наслаждение, думали мы, пробираясь жарким июльским днем сквозь длинную вереницу машин, выстроившихся на берегу Московского моря, у входа в канал, окунуться в прохладную воду…
Отсюда в прошлый четверг нашу редакционную бригаду подобрал высокоскоростной катер спасателей ВСС «Иваньковская» – вместе с ними мы вышли на патрулирование несанкционированных «пляжей» дубненцев и гостей города в акватории Московского моря. За рулем катера капитан, руководитель водолазных спусков  Ю.В. Новожилов.

Первая остановка – вход в канал, на берегу – песок и, несмотря на будний день,  масса отдыхающих – как детей, так и взрослых. Заглушив мотор, капитан берет мегафон и предупреждает купальщиков, что здесь плавать опасно, близко находится фарватер большемерных судов (кстати, обычная баржа по инерции тормозит не меньше километра, а у нефтеналивных вообще инерция – 15 километров). С берега несется: «Да пошел ты»…
– Обычно так и происходит, – комментирует начальник водно-спасательной станции О.Ю. Серебрякова, – мы уже даже не реагируем. А ведь здесь пляж не пологий, резко обрывается в глубину. Юрий Викторович сказал правильно: в этом месте судовой ход, а у баржи тормозов нет. Нам по правилам плавания по водным путям даже на маломерках не разрешается приближаться к крупным судам ближе  чем на длину борта, это судам, а здесь люди.
Представьте, у купальщика из воды торчит одна голова, его практически не видно, да плюс эффект всасывания, в общем, это все очень опасно, тем более рядом шлюз. Смертельных случаев конкретно в нашей акватории не было, но таких эпизодов, когда людей засасывало под судно, множество. Например, не далее как в позапрошлом году из-под баржи человека вытаскивали…

Еще один стихийный пляж в районе бывшего памятника Сталину, глубина здесь: несколько шагов делаешь –  и сразу обрыв метров 6…
Слышали реакцию отдыхающих на воде, когда спасатели подходят с предупреждением? – включается в разговор Ю.В.Новожилов, – Нас и матом, и по-всякому, вот, говорят, когда будем тонуть, тогда и будете спасать, а сейчас не трогайте – мы отдыхаем…
Правильно родственники погибших мальчиков сказали, что вся безопасность на зарубежных курортах построена на том, что на пляже дежурит и полисмен, поэтому, когда спасатель просит немедленно выйти из воды и ответной реакции не видит, он тут же подзывает полисмена, который налагает на нарушителя  штраф. В нашей стране штрафной системы за нарушения безопасности пока не существует.  Мы можем только пальчиком погрозить, – резюмирует наш капитан и включает сирену, чтобы купальщики хоть немного остереглись.
К берегу в сторону от катера спасателей быстро направляется надувная лодка, на веслах отец, а пассажир – ребенок, причем  без спасательного жилета…


Катер идет дальше, на ступенях у Ленина и по всему берегу – масса отдыхающих. Рядом шлюз.
– А теперь представьте: накопились суда у шлюза, открывается верхний бьеф, и масса воды с непреодолимой силой рвется в шлюз. Справиться с ней очень сложно – спокойно может затащить на погибель…
Будьте внимательны, камни скользкие! – предупреждает Ю.В. Новожилов пожилую семейную пару, пожелавшую окунуться в этом месте…
Ребятня на наших глазах ныряет, откуда может: и с берега, и с воды, забравшись на плечи приятелям. Гонять ее, говорят спасатели, бесполезно: их гонят с одного места, они переходят на другое, менее просматриваемое, и продолжают  нырять.
– Если бы спасатели могли все предусмотреть и везде успевали, ни одного несчастного случая бы не было, – констатирует начальник ВСС.
– На озере Лебяжьем подростки прыгают с тарзанки, вы знаете это место, чем оно опасно? – спросили мы у спасателей.
Известное место, мы тарзанку срезаем, а на следующий день там появляется новая, более крепкая. Глубина там, конечно, не очень большая, но дно илистое и очень много коряг. Плюс из озера поверхностного выхода к большой воде нет, в этом озере бьют естественные ключи – ледяные, – ответили нам.
Следующая остановка – санкционированный пляж, не имеющий штатных спасателей – база Альтаир. Купальщиков в это время здесь мы не встретили. Место опасно тем, что дно сильно заилено, даже трава на поверхность пробивается, а чистят его только на пятачке, где разрешено купаться.
– Если бы на каждое такое место был выставлен пост спасателей из добровольцев, осводовцев, например. Возрождать надо эту службу. Зимой и весной толку от них, конечно, мало, но летом нам весьма существенное подспорье. Они бы следили и за правопорядком, и за безопасностью в припляжных районах, – считает Оксана Юрьевна.
Катер направляется в сторону спасательной станции, проходит мимо еще одного дикого  пляжа в непосредственной близости к городскому левобережному пляжу и станции (это на дамбе, у шлагбаума), где, как утверждают спасатели, всегда, особенно по выходным, есть народ. Вспомнили случай, когда в аномально жаркое лето здесь две женщины плавали на матрасе, который на жаре лопнул. Хорошо,  муж одной из них позвонил на станцию – купальщиц спасли.  
Второе место – где березовая аллея у завода ДМЗ выходит на дамбу. «Уважаемые отдыхающие, здесь купаться опасно. Будьте внимательны, дорожите своей жизнью!..» – не устает повторять наш капитан, двигаясь вдоль берега.
На официальном левобережном пляже резвилась ребятня – в специально отведенном месте для купания детей, под присмотром дежурного спасателя, который вел наблюдение из самого здания спасательной станции. Вышка здесь номинально имеется, но она настолько ветхая, что не сегодня-завтра завалится. Руководитель ВСС запретила спасателям на нее подниматься.
Кстати, как отметила О.Ю. Серебрякова, здание станции 1953 года постройки, не ремонтированное ни разу, капиталовложений ни от города, ни из других мест не было. «Все,  что могли, – говорит она, – мы сделали: набрали и обучили персонал, насколько возможно, реставрируем постройки станции. Прежде всего, здесь вопрос упирается в финансирование, львиная доля которого выпадает на Московскую областную противопожарно-спасательную службу»...
Катер подходит к деревянным, полусгнившим мосткам  у лодочных гаражей – любимое место купания подростков с левого берега. Здесь тоже очень опасно: дно резко уходит на глубину. Это хорошо видно на примере мужчины, который при нас начал заходить в воду, но решил переждать  и остановился практически у мостика, а вода ему уже доходит до пояса…
Наш быстроходный катер идет дальше по берегу, и видно, как, заслышав его, купальщики быстро выбираются из воды. «Значит, постоянные», – делает вывод начальник ВСС «Иваньковская».
Завершается патрулирование у так называемого Бама, сюда, кстати, спасатели с лекциями по соблюдению безопасности на воде выезжают. Это и есть так называемый малый маршрут, на который спасатели выходят 3-4 раза в будни. В выходные дни к вышеописанным местам добавляются еще и острова – катер идет по большому кругу. Для нас сделали исключение: мы прошли по этому маршруту в будний день, в четверг.
Первая остановка – остров Святой Елены – популярное место  отдыха горожан. На берегу разбит палаточный лагерь – стало быть, здесь намерены отдыхать не  один день. «Опасность такого отдыха, – предупреждает Ю.В.Новожилов, – глубина, илистое дно плюс неразвитая инфраструктура. Зона ответственности обслуживания островной части Московского моря – Конаково, а от него 40 минут до острова. Сообщение по воде затруднено. Хотя договора заключили и с ВРГС, и с НИИ «Атолл» на право использования технических средств спасения».
Вторая остановка – турбаза «Липня». Песчаный берег острова усеян отдыхающими – благодать Божья.
– Почему место не огородили для купания? – задает вопрос капитан мужчинам, судя по всему, отвечающим за отдых на турбазе.
– Здесь нет пляжа, – ответили с берега…
Здесь, уточняют для нас спасатели, песчаное дно, но через 10 метров оно резко обрывается в глубину. Поэтому отдыхающим на турбазе надо об этом помнить. Как и о том, что спасение утопающих – в первую очередь, дело рук самих утопающих.
Катер (как уже говорили, высокоскоростной, появился у спасателей три года назад, причем на сегодня он единственный такого класса в Мособлпожспасе) берет курс домой. Редакционная бригада «Встречи», переваривая полученные впечатления от круизного патрулирования, интересуется у спасателей, как можно отследить такую огромную, сложную (обуславливается искусственным водохранилищем) акваторию их силами.
– Мы, действительно, отвечаем за все стихийные пляжи, которые организовываются на Иваньковском водохранилище. При плановых патрулированиях ведется визуальный мониторинг объекта. Конечно, имеющихся у нас сил недостаточно.
Но, возможно, в ближайшее время будет что-то меняться в организационном плане, если станции присвоят первую категорию сложности. Тогда коллектив спасателей составит 28 человек, а не 13, как сейчас, появится полноценная смена из пяти человек, двое из которых весь рабочий день будут проходить круизом по маршруту и патрулировать, а двое останутся на спасательной станции, на официальном пляже. На сегодня штатное расписание составлено, документы нами подготовлены и поданы в правительство Московской области,
– заключила Оксана Юрьевна.

Татьяна Крюкова