СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Заслуженный самолетостроитель Печать
21.06.2012 09:29

2 июня исполнилось бы 90 лет Марку Нафтальевичу  Гальперину. Как писала одна из местных газет в 1996 году, в год его ухода из жизни, Марк Нафтальевич «был сподвижником основателя, руководителя, первого главного конструктора МКБ «Радуга» Александра Яковлевича Березняка, одним из «китов», на котором зарождалось, росло и набирало зрелость МКБ «Радуга».
Вместе  с Г. Боголюбским, А. Лазаревым, К. Субботиным, Р. Хайкиным, И. Фрумкиным он входил в так называемый штаб, своего рода мозговой центр, с помощью которого А. Березняк решал стратегические задачи. М.Н. Гальперин возглавлял отдел 2 этого конструкторского бюро.
На «Радугу» Марк Нафтальевич пришел в 1950 году. Он с детства мечтал быть авиационным конструктором, именно авиационным, ведь в ту пору все бредили полетами и самолетами. Даже лозунг такой ходил: «Комсомолец, на самолет!» Здоровье не позволило Марку стать летчиком, зато он поступил в Харьковский авиационный институт. Закончил первый курс, и тут началась война. Всей группой решили идти на фронт, но их не взяли, отправили по домам. Из родного города Ростова он вместе с родителями эвакуировался в Ташкент. Там продолжил обучение в Воронежском авиационном институте, который также перебрался в Ташкент. Днем учился, а ночью работал на заводе, делал снаряды для фронта, в совершенстве освоил токарный станок.
В конце войны институт расформировали, и Марк стал студентом Казанского авиационного института. Там же он встретил свою любовь –  второкурсницу Любу. В любви и согласии они прожили 50 лет, успев отметить золотую свадьбу.
После окончания института (с одной лишь четверкой!) его распределили на знаменитый завод им. Горбунова, но там требовалось заниматься серийными самолетами, а молодой специалист мечтал создавать новые летательные аппараты. Поэтому он бросил все и перебрался в Дубну – на первый опытный завод. В бригаде он был единственным советским инженером среди немецких специалистов, которые в то время вместе с семьями из Германии были направлены в Дубну.
Вскоре Александр Яковлевич Березняк назначил Марка Нафтальевича  Гальперина начальником бригады крыла и оперения, затем ведущим конструктором ракеты «П-15»  класса «корабль-корабль». Такой ракеты не имел ни один флот мира. Это, конечно, был прорыв и для страны, и для конструкторского бюро. А.Я Березняк и М.Н. Гальперин получили за эту ракету Ленинскую премию – одну из самых высоких наград того времени. И сейчас та ракета, пройдя модернизацию, остается одной из самых востребованных  на судах военного флота нашей страны и за рубежом.
Когда приступили к серийному производству «П-15», Марк Нафтальевич возглавил отделение-комплекс и посвятил ему 19 лет жизни. Специалист он был незаурядный, обладал бесценным качеством – оригинальностью мышления, недаром у него полтора десятка оформленных авторских свидетельств на изобретения.
2 ноября 1985 года ему была присуждена Государственная премия.
Гальперин очень любил свою работу, досконально знал дело, но не только за это ценили его коллеги и подчиненные. Был он интеллигентом, относился к людям с уважением, отличался скромностью, поэтому  оставил о себе только добрую память.
Он был счастливый человек: для него родным домом была и работа, и семья. Вырастил замечательных сына и дочь, успел понянчить внуков. Во время перестройки сильно переживал по поводу перемен, которые коснулись в том числе и родного предприятия. В последние годы он занимался конструированием  автомобильной воздушной подушки, даже два авторских свидетельства получил.
… В ГосМКБ «Радуга» помнят Марка Нафтальевича Гальперина, его имя накрепко связано с конструкторским бюро, у истоков которого он стоял и сделал все для того, чтобы предприятие процветало.

Подготовила Светлана Кутузова


Благодарим за помощь в написании статьи дочь М.Н.  Гальперина Татьяну Марковну Никитину

 
 
< Июня 2012 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.