СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Медсестра дорогая Анюта, или Война на передовой Печать
02.05.2012 10:36

Дубненского ветерана кавалера орденов Славы первой и второй степени, ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны первой степени и медалей «За боевые заслуги» и «За отвагу» Анну Дмитриевну Белугину победа застала в больничной палате.

«Было утро. В коридоре госпиталя раздались громкие крики, - вспоминает ветеран А.Д. Белугина. – Первое, о чем подумала тогда: пожар случился, что ли? Вышла в коридор, а там кто кричит, кто плачет, кто по кастрюлям бьет… Это была Победа!» Как не радоваться было ей тогда – хрупкой девчушке, участвовавшей в освобождении Сталинграда и Орла, прошедшей Курскую битву и форсировавшей Днепр, получившей за время войны три ранения и потерявшей на Белорусском фронте свою дорогую фронтовую подругу Капитолину… За плечами была целая война, пройти которую медсестре пехоты ударной армии довелось по передовой.

Красная ракета – значит в бой

В вагоне поезда, на котором Аня возвращалась домой из Ульяновска (там девушка училась в железнодорожном техникуме), было шумно. Студенты пели под гитару, веселились… Вдруг кто-то из старших закричал: «Война началась!»

Началась война. Повзрослели вчерашние мальчишки и девчонки, вспоминает ветеран, в считанные дни, так что когда пришла повестка из военкомата, Анна приняла как должное: воевать, значит воевать. Попала в пехоту ударной армии.

Тот, кто имеет хоть небольшое представление о расстановке сил в военных действиях, поймет, что находиться приходилось ей все время под обстрелом. Страшно было каждый раз, когда начинали взрываться снаряды, когда издалека все громче надвигался рев немецких самолетов. Но самый первый артиллерийский обстрел, заставший эшелон, в котором ехала Анюта, парализовал всех как одну девчушек-новичков. «Мы испугались, – вспоминает ветеран, – бросились кто куда, за вагоны попрятались: первый раз все-таки под пулями оказались. А командир, что есть мочи: «Всех под расстрел! Раненые лежат, а они попрятались!»

Куда деваться, пришлось к раненым ползти, раны перебинтовывать, оттаскивать в укрытия, убитых хоронить.

Было страшно, рассказывает Анна Дмитриевна, и когда готовились к атаке. Сложнее всего было заставить себя выпрыгнуть из окопа. Вот ждешь сидишь: сначала белая ракета взлетит, потом зеленая и наконец красная, - значит, в бой!

На фронте были и часы затишья. Страх сразу куда-то девался, шутили друг с другом, песни пели. А как без этого? Разве выстоишь? Медсестра все напевала песню про золотые песочки, так ее за это и прозвали «Золотые песочки».

Пленный фриц

Рассказывает о том, как приходилось тяжко на войне, Анна Дмитриевна спокойно, лишь изредка отводя в сторону задумчивый взгляд. Тяжело, когда несколько километров тащила на себе раненого бойца. Он попал под пули во время разведывательной операции. И когда сама с фронтовой подругой Капитолиной умудрилась привести фрица в штаб. За первый подвиг удостоилась она тогда ордена Красной звезды, за второй – ордена Славы. А дело с немцем, взятым при форсировании Днепра, было так. Шел сильный обстрел. Аня вместе с Капитолиной, подхватив израненного бойца, бросились в землянку, хотели укрыть его, да натолкнулись на фрица. Как быть? Главное – не растеряться. Навели автоматы на него, а тут и помощь подоспела – русский солдат на шум прибежал. Связали здоровенного солдата, к дереву привязали. А как бой окончился, в штаб привели. «Помню, – рассказывает медсестра, – идем обе в рваной одежде, все грязные, дышим еле-еле…Навстречу офицер. Он, не видя пленного, на нас грозно прикрикнул: «Почему не по уставу!?» «Есть по уставу, товарищ командир, немца привели…»  – все только руками и развели …»

Анна Дмитриевна Белугина – участница Курской битвы. Это сейчас, когда известна фронтовая статистика, можно судить и о масштабах сражения, и о подготовке противника. (С обеих сторон в операции участвовало более 4 млн человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, 13,2 тысячи танков и самоходных установок, до 12 тысяч боевых самолетов). Тогда лишь знали, что надо во что бы то ни стало взять один, следом другой город… Ожесточенные бои шли под Орлом. Было много раненых и убитых. Город нужно было взять к шести утра – такой приказ, но силы-то совсем уж на исходе. А без четверти шесть по связи передали – идет подмога: танки, и «катюши»...

Дышит... Жива!

У Анны Дмитриевны было три ранения, одно из них – контузия, которую получила в бою под Сталинградом. А вот последнее, рассказывает ветеран, едва не стоило ей жизни. Шел 1944 год. Воевали в Белоруссии - брали Гомель, Бобруйск…Во время одного из боев передают вдруг Анюте, что подруга Капитолина погибла. Бросилась Аня что есть мочи под пули, вокруг и танки, и снаряды разрываются, на полметра не видно – дым стеной стоит. Нет Капитолины, видно и впрямь погибла…Нашла только разбросанные по полю остатки одежды. Назад ползти пора, да стон бойца за спиной раздался. Оглянулась – зовет ее, кровью истекает. Ногу оторвало, нести его бы надо в укрытие, помощь срочная нужна, а тут снаряды грохочут, артиллеристский обстрел все сильней становится. Наложила жгут солдату и давай, прикрывая, подтаскивать его к своим поближе. И как назло осколком от снаряда, разорвавшегося в нескольких метрах, ранило ее в руку.

Пытаясь вынести его из-под огня, потеряла последние силы, провалилась...

Очнулась, когда в санроте обступившие ее бойцы запричитали: «Золотые песочки мертвая!» «Да не мертвая, смотри, дышит… Живая!», – донеслось до Ани, и она снова потеряла сознание.

Ранение было настолько серьезным, что после нескольких недель безуспешного лечения врачи решили – нужна ампутация руки, пока не началась гангрена.  «Что хотите делайте, а жить не буду – куда я без руки?! Кому нужна такая?» – твердила Аня. А кто-то из госпиталя посоветовал: «Ты в ЦК напиши, ты ж известная, столько наград уже у тебя, может, помогут». Письмо из Москвы пришло в день операции, Аню срочно отправили в Москву в Институт травматологии им. Приорова. Там сделали буквально чудо: спасли ей руку, хоть полностью вернуть способность ей работать все же не смогли. Ходила с палочкой, прихрамывая на ногу (это было еще одно ранение).

С войны Анна вернулась инвалидом. Красивая, молодая, грудь в медалях и орденах. А рука не работает почти совсем. На улице, когда приехала на побывку на несколько дней (за того самого взятого в плен фрица), еще до этого серьезного ранения, подбежали какие-то девчонки, облепили ее со всех сторон и давай просить хоть одно фото сделать. Кстати, эта фотография оказалась у Анны Дмитриевны единственная военных лет.

Встреча с морячком

Ох уж и красивый был этот моряк, лихо спрыгнувший со ступеньки поезда в центре Кашина! Аня как раз спешила по платформе к начальнику, документы несла. Да так засмотрелась на него, что даже споткнулась. Он успел поддержать ее и что-то в шутку бросил вслед. Так и пошли каждый в свою сторону. И кто б тогда мог подумать, что высокий, статный морячок Сергей и красавица Аня еще встретятся, а на третий день после этой встречи поженятся, связав судьбы на всю жизнь…

Анна Сухая


…В гостях у Анны Дмитриевны Белугиной мне довелось бывать не один раз. Добродушная, гостеприимная, она всегда рада гостям, рада, когда забегают ее проведать внуки. На этот раз встретились мы в канун 9 Мая, ну как тут без поздравлений?! Дай Бог ей надежного здоровья и как можно меньше переживаний! Стойкости и жизнелюбия чтоб хватило на долгие годы. С праздником, с Днем Великой Победы!

 
 
< Мая 2012 >
П В С Ч П С В
  1 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.