СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Почему мы приходим к нелепым результатам? Печать
16.03.2012 08:21

На конференции «Математика. Компьютер. Образование», которая проходила в феврале в Объединенном институте ядерных исследований, прозвучало немало интересных сообщений, которые затрагивают животрепещущие темы, а потому будут интересны нашим читателям.

На инновации нет спроса

Доклад «Инновационное развитие России: проблемы спроса и предложения» был прочитан А.Е. Варшавским (ЦЭМИ).

Спрос на инновации определяется приоритетами национальной безопасности, обеспечения территориальной целостности страны и развития регионов, развития сырьевого комплекса, промышленности, сельского хозяйства. Чем дело осложняется? Отсутствием четких долгосрочных ориентиров, ориентацией политики Минфина исключительно на потребление и минимизацию госдолга. При этом спрос на инновации при акцентировании внимания на низком госдолге значительно снижается.

Спрос на хай-тек снижается и при чрезмерной дифференциации доходов населения. Пример: в 2010 году в гражданской авиации доля отечественных самолетов составляла только 17%. Это вызвано сокращением внутренних перевозок из-за бедности слоев населения, ими пользующихся, и неразумной тарифной политики (билет до Камчатки стоит в два раза дороже билета до Нью-Йорка), при этом, число международных рейсов, которыми пользуются наши более обеспеченные сограждане и которые осуществляются в большинстве на зарубежных лайнерах, не только не сокращается, но и растет.

Без науки и образования нет будущего

А дифференциация доходов становится все больше: сейчас Москва по доходам оторвалась от регионов гораздо сильнее, чем в целом Россия от США. Это грозит тем, считает А.Е. Варшавский, что со временем Россия сожмется до размеров Московского княжества. Что касается зарплат по отраслям экономики, в области финансовой деятельности, связи, оптовой торговле видно резкое увеличение, в науке зарплаты выросли на 38% больше, чем в среднем по стране. Но это некий статистический парадокс: поскольку в Москве средняя зарплата выше, чем по стране, а зарплата ученых составляет только 86% от нее, но дело в том, что в столице сосредоточена треть всей российской науки, вот и получается очень неплохое итоговое среднее для всей российской науки. Мы должны ясно понимать, что у нашего народа нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами, - процитировал докладчик Патриарха Кирилла. Еще надо учесть, что в шоковых условиях и условиях переходного периода исчезает нужда в профессионалах, происходит нивелирование профессиональных дифференциаций, а проще говоря, профессор и уборщица получают одинаковую зарплату.

А из номера «Вашингтон Пост» (декабрь 2011) он узнал, что упадок нашей науки страшит Америку. Она зависит от наших ракет, доставляющих астронавтов и грузы на МКС. Упор на приоритетное развитие вузовской науки, считает Александр Евгеньевич, нанесет ущерб академической и отраслевой наукам. Довести за 10 – 12 лет вузовскую науку до уровня Японии и США невозможно. Число студентов вузов выросло по сравнению с 1970-м в два с половиной раза. Но в США, на чьи показатели ориентируются наши чиновники, их еще больше, поскольку отдельно считаются бакалавры и постбакалавры.

Докладчик приводит слова основателя корпорации Intel Энди Гроува, с которым вполне солидарен: «Кремниевая долина в последние годы была не способна обеспечивать занятость. Мы слишком верили в стартапы, а они не могут дать новые рабочие места» - «Ни в США, ни в России, - добавляет Александр Евгеньевич, - надо развивать производство, тогда появятся воспитанные инженерные кадры, разовьется инновационная деятельность».

А вот пример неоправданного потребления: в 2008 году затраты на национальную оборону составили 42 млрд долларов плюс оборонный заказ в 15 млрд долларов. В том же году новых (и дорогих!) автомобилей для госчиновников было закуплено аж на 69 млрд долларов, что составляет 5% от ВВП! (Кстати, по данным А.Е. Варшавского, в отличие от Госкомстата, инфляция в России в 2004 – 2009 годах составляла 20%.)

По закону Черномырдина

Доклад В.Н. Лившица (ЦЭМИ РАН) «20 лет реформ образования в России – подтверждение первого закона Виктора Степановича Черномырдина» начался невесело: «Из России люди уезжают, и, что тревожит, – не в поисках убежища, а для лучшего применения своих интеллектуальных ресурсов, увозя своих детей, поскольку вера в самое лучшее образование в мире сошла на нет. Если так продолжится и дальше, то может реализоваться сценарий директора Института экономики РАН Р.С. Гринберга: в стране останутся лишь те, кто будет охранять собственность россиян, живущих за границей, и гастарбайтеры. Россия входит в критическое десятилетие: альтернативой ее ускоренного развития может быть только распад страны. Если мы не переломим тенденций, нас ничто не спасет». Во всем происходящем свою негативную роль сыграла и реформа образования: присоединение России к Болонской конвенции и введение ЕГЭ. Но у В.Н. Лившица есть небольшие надежды, что что-то может измениться: в программе одного из кандидатов в президенты, а именно Михаила Прохорова, есть обещание убрать ЕГЭ.

А по числу миллиардеров мы почти впереди планеты всей!

Как считает Вениамин Наумович, реформировать и общество, и экономику необходимо, но при этом нужно реализовать другую модель: педали должны быть капиталистические, а руль – социалистический. Государство не должно уходить из экономики, а должно выполнять свои функции, которые оно сейчас не выполняет – управление должно быть направлено на социальные проблемы основной части населения. И кризис 2008 года тут ни при чем, поскольку серьезный системный кризис у нас существует с 1992 года – не финансовый, а многоплановый и не заморского происхождения. По объему ВВП СССР в 1989 году входил в тройку лидеров, в 1998-м – Россия была 10-й, в 2007-м поднялась на 6-е место, но лишь из-за резкого роста цен на нефть. Но при любых ценах на нефть производственный потенциал не обновлялся за 20 последних лет. К 2008 году мы вышли на третье место по накоплению золотовалютных резервов, но используются они очень плохо. Кстати, в 2010 году по количеству долларовых миллиардеров Россия вышла на второе место (102), впереди с отрывом США (350).

Образование – средство решения некоторых основных проблем. Их все эти 20 лет остается три. Первая – борьба с бедностью, которая в результате тех же реформ достигла уровня гражданской войны. Год назад в России 5 млн детей не ходили в школу. Это показатель интеллектуального потенциала. А вот еще: по результатам опросов ВЦИОМ каждый третий житель России уверен, что Солнце вращается вокруг Земли. Из тех, кто думает, что это не так, каждый третий полагает, что Земля делает один оборот вокруг Солнца за месяц.

За годы реформ так и не найдено взаимопонимание между учеными и чиновниками по вопросу принятия решения о выделении средств на крупные проекты – волевым решением или через принятие экспертизы. Кто-нибудь видел экспертизы проектов Сколково или олимпиады в Сочи? Так и с образованием – существующую и проверенную временем систему поменяли на Болонскую, фактически, волевым актом, без серьезного сопоставления. А в образовании нельзя все сводить к рыночным отношениям: знания – товар, студент – покупатель. И если по оценкам международного рейтингового агентства при ООН в 2004 году по качеству вузовского образования Россия была еще на 15-м месте, то через два года опустилась на 57-е. С введением ЕГЭ предполагалось достичь две цели: чтобы самородки из регионов без блата и денег могли поступать в лучшие вузы, да и самих взяток должно было стать меньше. Что касается последнего, то статистика такова: до введения ЕГЭ взяток бралось на сумму около 600 млн долларов в год, в 2009 их объем увеличился до 10 млрд.

Реформы проводятся неграмотными людьми

Какая же экономика была построена за годы реформ? Ничего общего с нормальной рыночной экономикой она не имеет, по крайне мере, главный показатель – уровень жизни людей – не растет даже с учетом олигархов. Построена нестационарная, аномальная, не совсем рыночная экономика. Три условия, из-за которых мы оказались в глубоком кризисе: во-первых, реформы проводятся высокообразованными, но очень неграмотными людьми. Провал реформ в России и бывших республиках СССР – в непонимании реформаторами основ рыночной экономики. Во-вторых, в большинстве экономических вузов учат по переводным западным учебникам, но это учебники по стационарной экономике, а мы находимся в переходном периоде. Реформы проводились, основываясь на распространенных мифах – раз мы идем к рынку, то и делать надо все, как на Западе; если технология эффективна на Западе, ее надо внедрять у нас, но технологии разрабатываются уже после того, как на соответствующий уровень вышли наука и инженерные знания, у нас же – все наоборот. В-третьих, неэффективная государственная политика, которая основывается на мнении либералов, что в рынок не надо вмешиваться, он саморегулируется.

Содокладчик В.Н. Лившица С.А. Панов (университет «Дубна») в условиях ограничения времени был краток и эмоционален: «Почему мы во всем стремимся к тому, что нас приведет к нелепым результатам? Лучший стандарт образования – российская гимназия, из которой выходили готовые специалисты… Почему так быстро, за 15 лет, мы докатились до полного снижения уровня, до одичания?» И привел слова Бонапарта, которые тот сказал своему полководцу, проигравшему локальное сражение: «Величайшая безнравственность браться за дело, которое не умеете делать!»

Ольга Тарантина

 

 
 
< Марта 2012 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.