СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Дело табак Печать
22.12.2011 11:51

Уровень курения в России – один из самых высоких в мире.

С некоторых пор хозяевами жизни в нашей стране стали… курильщики. Вы не согласны? Мы тут в маршрутку вошли и тут же выскочили, потому что дым стоял, хоть топор вешай. Спрашиваем, почему у вас так накурено? Водитель отвечает: «Не знаю…». А мы знаем, он во время стоянки вместо прогулки по воздуху в салоне сидит и чадит. А то еще и коллегу позовет из другой маршрутки, и они вместе смолят. Похоже, им и в голову не приходит, что табачный дым вредит здоровью пассажиров.

И в какое кафе в Дубне ни зайдешь, везде дым коромыслом. А самое смешное, что на входе официант интересуется: вам места в зале для курящих или некурящих? – а зал-то один, просто в один угол сажают курящих, в другой – некурящих, но табачный дым, понятно, одинаково заполняет все углы.

В электричках тоже не легче. Чуть от станции отъезжаешь, в тамбуре курящие пассажиры по очереди принимаются отдавать дань своей привычке, а пассажиры некурящие из-за их дурной привычки вынуждены всю дорогу дым вдыхать.

Даже на остановке во время непогоды у некурящих не всегда есть возможность спрятаться, если курящий уже спрятался и стоит дымит. Вот и получается, что курящие – хозяева жизни. Из-за этого некурящие становятся пассивными курильщиками и получают в награду за это букет болезней, от которых страдают и умирают курильщики.

Потому мы, некурящие, очень обрадовались, когда получили проект нового Федерального закона Российской Федерации «О защите здоровья населения от последствий потребления табака

Правда, разработчики его предупредили нас, что табачное лобби во все тяжкие взялось этот закон дискредитировать и попросили наш коллектив поддержать проект. Мы, разумеется, поддержали. На наш взгляд, очень разумный закон. Вот только будет ли он исполняться в нашей стране? Хотя в других странах аналогичные законы приняли гораздо раньше, и они уже исполняются. В результате там уменьшилось количество курильщиков, а некурящие получили свободу от табачного дыма.

Напечатать целиком проект федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», подготовленного Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.08.2011», не представляется возможным – газеты не хватит. Приведем выдержки из заключения общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта этого федерального закона. Из этого заключения понятно, о чем идет речь в законе, и видно, насколько он важен для россиян.


Выдержки из документа

«Заключение Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», подготовленного Министерством здравоохранения и социального развития РФ12.08.2011 г.»

Эффективные меры, предусмотренные законопроектом, включают в себя введение 100% запрета на курение в общественных закрытых помещениях, запрет на все формы продвижения табака и спонсорства табачными компаниями, повышение требований к производству и торговле табачными изделиями, учету и отслеживанию табачной продукции.

Одной из основных мер по защите здоровья от окружающего табачного дыма, вводимой статьей 12 законопроекта, является запрет курения в общественных местах.

Согласно статьям 41 и 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану своего здоровья и право на благоприятную окружающую среду, данные права составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации (ст.64 Конституции РФ), защита указанных прав является прерогативой государства. В настоящее время в ущерб правам и интересам некурящего населения курение разрешено в большинстве закрытых общественных помещений.

Систематический анализ норм законопроекта позволяет констатировать, что норм дискриминационного характера по отношению к гражданам, которые курят, в нем не содержится.

Руководящие принципы по осуществлению статьи 8 РКБТ ВОЗ гласят, что только полный запрет курения в общественных местах способен защитить людей от табачного дыма.

Многочисленными исследованиями установлено, что поскольку вторичный табачный дым крайне токсичен, быстро распространяется по помещению и плохо выветривается, только полный запрет курения в закрытых помещениях способен эффективно оградить от его вредного воздействия. Согласно проведенным замерам загрязнения воздуха табачным дымом, выделение специальных мест для курения с вентиляцией никак не исправляет ситуацию. В органах здравоохранения и среди научных кругов всего мира давно сформировано понимание, что пассивное курение представляет собой серьезную угрозу для здоровья человека.

Законопроектом предлагается введение полного и немедленного запрета на курение табака в большинстве закрытых общественных мест за исключением мест общественного питания, поездов дальнего следования, судов дальнего плавания, гостиниц, медицинских стационаров.

Для вышеуказанных мест полный запрет вводится после переходного периода (2-3 года), во время которого по решению собственника возможно курение  в специальных местах, оборудованных системами вентиляции воздуха. Общественная палата считаем необходимым уменьшить сроки введения полного запрета курения в закрытых общественных местах за счет сокращения срока переходного периода до 1,5 лет.

Статьей 16 законопроекта предлагается ввести меры по запрету стимулирования продажи табака и спонсорства табачными компаниями. Спонсорство табачной индустрии – это форма рекламы табачной индустрии и своего рода инструмент обеспечения лояльности к производителям табачной продукции. Таким способом табачные компании предлагают свой товар, обходят существующие запреты по рекламе, формируют ложное представление о связи курения и жизненного успеха.

Меры, предлагаемые законопроектом, способны эффективно противостоять активным и откровенно безнравственным способам продвижения табачной продукции. Для сокращения употребления табака, особенно среди детей и молодежи, законопроектом вводится запрет на спонсорство, «растягивание» брендов, другие виды стимулирования потребления табака, благотворительную деятельность табачных компаний.

Среди предлагаемых законопроектом мер стоит выделить запрет на производство, ввоз и продажу некурительных табачных изделий, выкладку и демонстрацию табачных изделий в местах продаж, введение дополнительных ограничений по местам продажи табачных изделий, в том числе запрет торговли в палатках и ларьках в городской местности, запрет продажи через интернет, вменение продавцу в обязанность требовать документ для установления возраста покупателя при сомнениях в достижении им совершеннолетия.

Территориальная доступность табака в России аномальна. По данным контрольных закупок, осуществленных в 2008-2010 гг., в РФ именно через такие нестационарные объекты торговли, как киоски и ларьки, чаще всего, реализуются сигареты и пиво детям (до 90% фактов реализации в зависимости от города, где проводились закупки).

Согласно пункту 5 статьи 19 законопроекта «запрещается розничная продажа табачных изделий с выкладкой и демонстрацией табачных изделий в торговом объекте». Расположение в торговых точках в витринах пачек сигарет стимулирует к покупке табачной продукции курящих и бросающих курить. Такое желание возникает импульсивно. Кроме того, это привлекает новых потребителей табака, в большинстве своем несовершеннолетних.

Общественная палата РФ поддерживает введение всех обозначенных мер, акцентирует внимание  на необходимости запрета выкладки табачных изделий в точках продаж и запрета торговли из ларьков и киосков.

Статьей 13 законопроекта «Ценовые и налоговые меры, направленные на снижение спроса на табачные изделия» предусматривается, что будет установлена минимальная цена на табачные изделия, установлен размер акциза не менее 50% от розничной цены.

Международный опыт показывает, что высокая цена на сигареты сокращает их доступность для детей, что в свою очередь снижает вероятность формирования табачной зависимости  в детстве.

Статьей 14 законопроекта «Особенности регулирования и раскрытия состава табачных изделий, установления требований к упаковке и маркировке табачных изделий» в частности, предусматривается запрет расположения ложной и вводящей в заблуждение информации, например, таких терминов как «легкие», «экстра», «ультра» и т.п.

В статье 16 законопроекта «Запрет спонсорства табачными компаниями, стимулирования продажи и рекламы табачных изделий» выделяется такая мера, как полный запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров. В такой рекламе обычно присутствуют изображения привлекательных и хорошо одетых молодых людей и девушек, белоснежных яхт, людей, добившихся значительных успехов в жизни. Всем своим видом они как бы подсказывают потенциальным потребителям, что употребление табака – непременный атрибут успешности.

Есть данные, свидетельствующие об  одобрении россиянами самого законопроекта. Согласно опросу ВЦИОМ, опубликованному 16 сентября 2011 г., рассматриваемый законопроект «в целом получил позитивную общественную оценку – основные его положения россияне одобряют. Наибольшую поддержку получили предложения запретить все формы  рекламы табака и спонсорство производителей табака (82% одобрили его) и запретить курение в общественных местах (81%). Запрет на продажу сигарет в ларьках и палатках (61%), запрет на выкладку сигарет на витринах магазинов, покупатель сможет выбирать сигареты только по специальному каталогу, запрет показывать в кино и театре курящих людей (по 60%)». Предложение установить минимальную розничную цену на сигареты на более высоком, чем сейчас уровне поддерживают 53% россиян.

Считаем, что данный законопроект полностью соответствует Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам и нормам международного права.

-----------------------------------


В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 350 тысяч до 400 тысяч граждан. По данным российских и международных исследований, курение сокращает продолжительность жизни на 10–12 лет, что является одной из причин демографического кризиса. Уровень курения в России – один из самых высоких в мире.

По данным Европейской ассоциации кардиологов через год после запрета на курение  во всех общественных местах значительно сократилось число случаев госпитализации по случаям инфарктов: во Франции на 15%, в Италии (Рим) на 11,2% в Ирландии на 11%, в Шотландии на 17%. В среднем отмечено 19%-ное снижение случаев инфаркта в течение первого года после введения таких запретов.

Согласно исследованиям «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), почти 35% россиян подвергаются воздействию вторичного табачного дыма на работе; 90,5% людей, посетивших бар, и 78,6% людей, посетивших ресторан, вынуждены вдыхать табачный дым. Как курящие (70,7%), так и некурящие россияне (89,1%) признают, что пассивное курение вызывает серьезные заболевания у некурящих людей.

Согласно всероссийскому опросу взрослого населения об отношении к мерам по борьбе с табакокурением, проведенному Российской экономической школой в 2010 г., 82% населения одобряют полный запрет на курение в общественных и на рабочих местах, включая рестораны и бары.

 
 
< Декабря 2011 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.